Менеджером по туризму я стала шесть лет назад. Я училась в университете на переводчика, занималась английским и испанским языками и параллельно работала в турагентстве. Мне настолько по-нравилась моя работа, что я перешла на специальность "менеджер по туризму". Самые необходимые знания я получила только с опытом, в вузе нам давали голую теорию. Случалось, меня выгоняли с занятий. За что? За любознательность. Я задавала какой-нибудь важный для меня во-прос, а преподаватель не мог на него ответить. Тогда он просто просил меня выйти за дверь. Но сейчас это не имеет никакого значения: я сама кого хочешь могу научить.
То, что турагенты зарабатывают легкие и быстрые день-ги, - это самое большое заблуждение. Мне кажется, за границу летает практически вся страна, причем круглый год. Мы работаем по шесть дней в неделю. Когда я только начинала, такого не было. Сейчас лето - сезон отпусков. Это ощущается в полной мере: на работу я прихожу к десяти часам, а домой возвращаюсь в одиннадцать. Бывает, что целый день люди приходят друг за другом без перерыва. А ведь чтобы отправить хотя бы одного человека отдохнуть, примерно десять должны хорошо поработать. 8-12% - это наша обычная комиссия от цены туроператора. Больше сейчас не заработаешь - конкуренция очень большая, но и те слухи, что турагентства работают за 1-2%, конечно же, неверны. Бывает, что турагент накручивает и 30% комиссии, а когда клиенты спрашивают, почему так дорого, говорит: "А мы сейчас вам дадим ба-альшую скидку!" И снижает цену до обычной, будто делая клиенту огромное одолжение. На самом деле это не так - он таким образом просто взял свое.
Наше турагентство отправляет людей по всему миру. Поэтому менеджер должен знать кучу всякой разной информации. Например, в каких странах организуют самый лучший семейный отдых, где сейчас сезон дождей или адская жара, когда дешевле ехать в Европу - летом или осенью, и много чего еще. Возьмем для сравнения две страны - Испанию и Турцию. Путевка и туда, и туда может стоить одинаково. Но цены в Испании на все выше, чем в Турции, и экскурсионная программа обширнее. Каждая экскурсия оплачивается отдельно от путевки. Значит, поездка может стать дороже, если человек захочет увидеть все достопримечательности. Эти тонкости обязательно нужно объяснять клиентам.
Рабочий день начинается с проверки электронной почты. Ведь наши клиенты могут зайти на наш сайт и что-то себе подобрать. Они присылают нам свои заявки на поездку с контактными телефонами. В таком случае я перезваниваю, проговариваю все детали выбранного тура и приглашаю клиента на подписание договора. Если же человек приходит к нам в офис, перво-наперво надо определить, сколько денег он готов потратить. От этого зависит, какие страны для посещения я ему предлагаю, на сколько он поедет, где он поселится, что он будет есть и пить. Когда выбор сделан, мы подписываем договор и человек вносит предоплату - 50% стоимости тура.
Мы работаем быстро, если у клиента есть загранпаспорт. Еще несколько лет назад турагентства в качестве дополнительной услуги сами брали на себя оформление загранпаспортов. Это стоило дополнительных денег, естественно. В обычных случаях - не больше тысячи рублей, и клиентам не надо было самим мотаться по паспортно-визовым службам. Сейчас такой услуги нет, и слава богу! Мороки с этими паспортами было гораздо больше, чем денег от них.
На бумаге все всегда выходит гладко: клиент выбрал тур, я заявила его туроператору, который предоставляет поездку, тот связался со своими компаньонами в нужной стране, выяснил, какие номера в каких отелях свободны, как будет питаться клиент, запросил авиаперевозчика и заказал билет. Все отлично, клиент доплатил и едет отдыхать. Но если хорошо посчитать, в схеме задействованы около десяти человек. Стоит одному от души попить чайку и покурить, вместо того чтобы от души же поработать, и клиент уже никуда не едет. С некоторыми туроператорами именно так дела и обстоят: недостаточно отправить им заказ на тур по электронке - нужно отправить его десять раз и еще двадцать раз позвонить: прочитали или нет, приняли заказ или нет? Бывает, что и звонишь, и перепроверяешь, а все равно кто-то из сотрудников туроператора проваляет ваньку, а мы потом перед клиентом краснеем, мол, извините, был номер в отеле, но теперь его нет, а есть другой, дороже. Был билет на самолет, но теперь и его нет, а есть билет другой авиакомпании, дороже. В результате клиенты разворачиваются и уходят. Обидно. Но большинство туроператоров - наших партнеров работают четко, и мы стараемся не ударить в грязь лицом.
Оформление виз - отдельная песня. Во-первых, в этом случае клиент должен к нам попасть не позже чем за пятнадцать дней до планируемой поездки, чтобы я успела подготовить пакет документов на визу. То есть документы-то собирает клиент, но я их проверяю. Это кропотливая работа. В чешском посольстве, например, очень внимательно относятся к фотографии на визу. Обязательное условие для нее - расстояние в 15 миллиметров от подбородка до переносицы. Будет больше или меньше - откажут в визе. Я это знаю, и когда клиенты приносят мне фотографии, измеряю их. Если они не укладываются в стандарт, вытягиваю карточки в фотошопе. В визовую страну одного человека отправляют в общей сложности 13 человек, если считать сотрудников турагентства и туроператора.
Самое трудное задание было у меня, когда семейная пара ехала в США и там планировала активно перемещаться: крупные города, горнолыжные курорты, еще, кажется, Вегас и т.д. Мне надо было организовать все их внутренние перемещения по Америке. Отсюда, из Москвы. Поверьте, это непростая задача, и я с этим справилась. Во всяком случае, меня потом благодарили.
РЕЗЮМЕ
Кристина Хныкина, руководитель отдела туризма фирмы "Агенттура"
Родилась 15 декабря 1982 года в городе Королеве Московской области.
Образование: Российская международная академия туризма.
Стаж работы - 6 лет.
ЗАРПЛАТЫ
60 000 рублей
зарплата руководителя отдела туризма в Москве
35 000 рублей
зарплата менеджера по туризму в Москве
ЗА ЭКЗОТИКОЙ
Круиз к берегам Антарктиды с высадкой на один из антарктических островов, где обитают пингвины, стоит от 12 тысяч долларов без учета перелета до Аргентины и обратно.
Самое дорогое сафари - охота на львов и крокодилов в ЮАР и Мозамбике. За удовольствие встретить Новый год c охотничьими трофеями придется заплатить около 40 тысяч долларов.
Одна из российских турфирм предлагает экзотичную двухнедельную поезд-ку в поселок Оймякон, признанный самым холодным местом в Северном полушарии, где бывает до 68 градусов мороза.