Сначала Европа, а затем и Америка обвинили КНР в безудержной торговой экспансии путем демпинга, пригрозив повышением пошлин и введением импортных квот на отдельные категории товаров. Толчком к конфликту послужила отмена с начала нынешнего года прежней системы ограничений на ввоз текстильной продукции из развивающихся стран, к категории которых по итогам переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) сумел причислить себя и Китай. С учетом того, что на ткацких фабриках КНР производится уже около четверти мирового текстиля, нетрудно представить ситуацию на европейских и американском рынках, буквально в одночасье оказавшихся заваленными дешевым китайским импортом.
В стремлении не доводить дело до крайностей и избежать торговых баталий Пекин проявил гибкость и пошел на уступки, объявив в одностороннем порядке о повышении с начала лета экспортных тарифов на более чем 70 наименований текстильной продукции как минимум в пять раз. При этом китайские власти выразили надежду, что возникшие разногласия будут урегулированы в рамках ВТО путем дружественных консультаций.
Однако как в Старом, так и в Новом Свете рассудили иначе и перешли от слов к делу - принялись возводить мощный тарифный заслон на пути солидной части текстильно-швейного экспорта из КНР. В ответ китайские власти сняли введенные было ограничения для своих экспортеров и намекнули на возможность других мер в отместку за возводимые Западом протекционистские барьеры.
Между тем переговоры прибывших в Поднебесную для улаживания торгового конфликта министра торговли США Карлоса Гуттьереса и торгового представителя Роба Портмэна завершились безрезультатно - разойтись полюбовно сторонам не удалось. Аргументы гостей - мол, наплыв китайских товаров представляет угрозу для заокеанских текстильщиков - Пекин парировал ссылками на нормы ВТО, свободу торговли и проблемы трудоустройства 19 миллионов человек, занятых в текстильной промышленности КНР. К тому же, утверждают китайские эксперты, ценой за либерализацию торговли текстилем стало расширение доступа на китайский рынок высокотехнологичной продукции западных стран. Однако за 10 лет, минувших со дня подписания этого соглашения, индустриально развитые страны, согласно утверждению КНР, так и не удосужились принять меры для защиты своих производителей, а вместо этого избрали Китай "козлом отпущения".
Из-за острых разногласий вокруг текстильных квот КНР и страны Запада застыли на пороге торговой войны, чреватой серьезными потрясениями для всей мировой экономики. Разумеется, в таком исходе не заинтересован никто. И бизнесмены с обеих сторон вздохнули с облегчением, узнав о том, что в итоге китайско-американских переговоров по текстилю стороны решили продолжить поиски компромисса.