В среду, за три дня до даты, Первый канал показал документальный фильм "Эстрада без парада". Он и объяснил, почему театр отказался от юбилейных торжеств. А заодно поведал миллионной аудитории о серьезном конфликте, происходящем в эстрадном семействе. Внешним поводом для него стало решение директора театра известного артиста Геннадия Хазанова убрать из фойе портреты ныне здравствующих эстрадных знаменитостей. Более существенным - его негативное отношение к сегодняшней эстраде. Судя по тому, что Хазанов в фильме смело называет имена (довольно звонкие!) тех, кто, с его точки зрения, недостоин подмостков театра, можно понять, насколько далеко зашло его противостояние звездам, которые почти в полном составе полемизируют с ним с экрана.
В жестком споре, который продолжался все тридцать минут эфирного времени, обнаружилась прямая зависимость позиций сторон от ситуации с эстрадой на ТВ. Хазанов, который, может, и не во всем прав, выступил резким и последовательным критиком современной телеэстрады.
В этой ситуации телеэфир, понятно, пытается всеми силами защититься от такого критика "из своих". В воскресенье, в день юбилея, на канале "Культура" вышла передача под тем же бесхитростным названием "Эстрада без парада". В ней с Хазановым беседует Аркадий Арканов, который когда-то привел молодого артиста на радио. Чувствуется, что эстрадное сообщество откомандировало известного сатирика для разговора с давним другом на щепетильную тему не случайно. Бунтующего собрата на сей раз решили взять не прямой атакой, а, как говорится, с тыла.
Арканов решил защитить представителей пародийного цеха, к которому на первых порах творческой жизни принадлежал и сегодняшний его собеседник. Было забавно видеть, как писатель, приводящий в пример ныне покойных либо уехавших из страны пародистов, на деле не столько спорил, сколько подтверждал наблюдения Хазанова.
Я заметил, что в двух этих передачах, сурово критикуя своего коллегу, никто из эстрадных звезд не посмел произнести ни единого плохого слова о ТВ и его развлекательных программах. Сделать это - для артиста значит получить "волчий билет" и быть отрешенным от экрана: Хазанов, "изменивший" эстраде с драматическим искусством, может позволить себе такое, другие - нет.
Впрочем, в новой программе ТВЦ "Жалобная книга", которую ведет Светлана Конеген, отважный, много повидавший на своем веку певец и композитор Александр Новиков с открытым забралом выступил против самых влиятельных, монополизировавших телеэфир эстрадных кланов. Бесстрашно назвал имена, ставшие в последние годы "неприкасаемыми", привел в пример кичливую нескромность песенных слов, вроде "прости, страна, я у тебя одна" и т.д.
Несмотря на эту зубодробительную критику в адрес отечественной эстрады, она продолжает как ни в чем не бывало "цвести и пахнуть" на основных наших телеканалах. Обратите внимание на программы передач грядущего уик-энда, тем более что на субботу пришелся государственный праздник. Все те же надоевшие донельзя "фабрики звезд", "кривые зеркала", "аншлаги", сборные концерты. Даже начинающийся чемпионат Европы по футболу не способен потеснить оккупировавшую телеэкран эстраду.
Как раз в эти дни великая наша эстрадная певица Людмила Зыкина отмечает свой юбилей. В другой стране, уверен, ТВ всю неделю рассказывало бы о ней и показывало ее концерты. Не то у нас. Первый канал в виде отписки сегодня даст, а в субботу повторит давний получасовой документальный фильм, посвященный артистке. "Россия" (государственный канал!) предпочтет ей Е.Петросяна с его "Кривым зеркалом": передачи о певице перебросят на "малотиражную" "Культуру", благо она считается филиалом госканала.
И только ТВЦ два с половиной часа субботнего праздничного эфира посвятит артистке: сначала она будет героиней передачи "Русский век", которая выходит на канале под девизом "Люди, воспитавшие нацию", а потом зрители увидят большой юбилейный концерт "Судьба моя - Россия". Молодой канал - ему вчера исполнилось лишь семь лет - пытается последовательно бороться за высокие стандарты в эстрадном искусстве. Пытается вернуть любимому народом виду искусства, скатившемуся до уровня площадного балагана, былые его качества: глубину, лиризм, сокровенность.