ЗАКРУТИЛИСЬ

"Труд" уже рассказывал о намерении городских властей совершить переворот в движении плотного потока автомобилей, запрудивших центр Москвы. Столичный мэр Юрий Лужков вспомнил о своей давней мечте "закрутить" Садовое кольцо в одну сторону. Это, по некоторым оценкам, позволит разгрузить кольцевую магистраль как минимум на 40 процентов.

Как ни странно, но идея одностороннего движения не нова. Периодически всплывая в проектах градоначальников, она похожа на народную песню. А меж тем у нее есть конкретные авторы - старшие лейтенанты ГАИ Евгений Кошкин и Владимир Сайкин. В доказательство Евгений Кошкин, ныне полковник МВД на пенсии, привез в редакцию номер журнала "Городское хозяйство Москвы" за 1976 год, в котором опубликованы все "за" и "против" небывалого по тем временам предприятия.
- Еще 30 лет назад, когда в Москве было чуть больше 500 тысяч автомобилей (против 2,3 миллиона нынешних), столица, казалось, задыхалась от транспортного потока. На Садовом кольце - вечная пробка. Трасса пересекала сразу десять районов. Через каждый километр пути стояли свои инспектора, свои светофоры, никак друг с другом не связанные, - один включает красный свет, другой зеленый. А у большого количества нянек, как известно, дитя всегда без глазу. Помню, в Бауманском районе разметчики дороги увлеклись и вместо положенных шести полос нарисовали семь. Получилось, что по одной из полос машины двигались лоб в лоб...
В начале 70-х пробки так всех достали, что было создано 12-е подразделение ГАИ - специально для обслуживания Садового кольца. Тогда же попытались скоординировать работу светофоров, настроить на "зеленую волну". По внешней стороне кольца "волна" работала безотказно, по внутренней же все время запаздывала.
И тогда старшим лейтенантам Сайкину и Кошкину пришла идея направить движение по кольцу в одну сторону. Правда, руководство ГАИ ее не поддержало. Дескать, чтобы попасть в нужное место, водителям придется наматывать лишние километры, что не эффективно для народного хозяйства. Точку поставило заседание транспортной секции Союза архитекторов Москвы: инициативу молодых кадров похвалили как творческую, а само предложение зарубили.
Сегодня все еще двухсторонние магистральные улицы внутри Садового кольца работают за пределами своих возможностей - 90 процентов из них перегружены. В часы пик в центр пытается въехать 38 тысяч автомобилей, причем четверть из них проезжает через столицу транзитом. Многие блуждают в поисках места для парковки. В результате движение на Садовом регулярно парализуется пробками, аварийность в 1,6 раза выше, чем в среднем по городу, а загазованность в десять раз превышает ПДК.
Выходить из столь затруднительного положения городские власти намерены поэтапно. Перво-наперво в городе начнется строительство небольших дорожных объектов. Так, с внутренней стороны Садового появится съезд на Серебряническую набережную Яузы. Новокузнецкую улицу продлят до Большого Устьинского моста и сделают на него заезд с Москворецкой набережной. С внешней части кольца будет выезд на Крымскую набережную - под Крымским мостом пробьют арку для дороги. Для ликвидации светофоров в центре построят 18 подземных пешеходных переходов, 7 из них на Садовом кольце. Станут односторонними центральные набережные Москвы-реки - вокруг Кремля машины поедут только по часовой стрелке. По противоположному берегу - в обратную сторону. Большая и Малая Никитские, Волхонка, Пречистенка, Остоженка, Николоямская и Верхняя Радищевская улицы тоже приобретут "однобокость". Внутри Садового кольца будет ограничена скорость до 40 километров в час. Кардинальные же изменения в движении по Садовому произойдут не раньше чем через три года.
- Что вы думаете о попытке властей реанимировать идею одностороннего движения? Сможет ли оно разгрузить центр? - спросили мы у Евгения Кошкина.
- Думаю, да. Но назвать идею одностороннего движения панацеей нельзя. Безболезненно пропустить огромный поток машин через Садовое кольцо, которое на него не рассчитано, невозможно. Это все равно, что наливать в трехлитровую банку четыре литра воды.
Единственный вопрос, по которому авторы новой схемы организации движения расходятся с прежними, - в какую сторону крутить Садовое кольцо. Московские власти считают, что нужно - по часовой стрелке. А Евгений Кошкин по-прежнему убежден, что - против:
- Если пустить движение против часовой стрелки, грузовики, а их немало, следующие всегда по крайней правой полосе, спокойно смогут выезжать из центра города. В результате пропускная способность Садового кольца станет выше...
Глас народа
Посетителям нашей странички в Интернете www.trud.ru мы задали вопрос: как вы относитесь к предложению сделать движение на Садовом кольце односторонним?
Достаточно сделать больше подземных переходов
и убрать светофоры 71,4%
Отрицательно, придется проезжать лишние километры 14,3%
Это такая же утопия, как поворот сибирских рек 7,1%
Положительно, будет меньше пробок 7,1%