ИНФАРКТ ОТМЕНЯЕТСЯ?

Уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в России превышает среднеевропейский показатель более чем в три раза. Можно привычно объяснить это тяжкой жизнью россиян и скудным финансированием медицины. А можно попытаться переломить ситуацию. Программа по неотложной кардиологии, разработанная под руководством главного кардиолога Москвы профессора Алексея Юренева, начала осуществляться с середины 90-х годов. Результат: смертность от острого инфаркта миокарда сократилась в столице почти на 20 процентов. Рассказывает заведующий отделением кардиореанимации 52-й клинической больницы Андрей БЕЗПРОЗВАННЫЙ:

- Мы привыкли слышать: сердечно-сосудистые заболевания - самая частая причина смерти людей не только в России, но и во всем мире. Но это - лишь часть правды. Суть в другом: в цивилизованных странах смертность от сердечных недугов год от года снижается. У нас - увеличивается.
- Возможно, там просто больше хороших лекарств?
- Это не главное. Важнее то, что в Европе и Америке активно борются с гипертонией, контролируют уровень холестерина в крови. Людей учат преодолевать ежедневные стрессы. И медики, и сами пациенты упорно работают на упреждение заболевания. А у нас в основном борются с болезнью, которая уже в разгаре. До недавнего времени было так: больной с инфарктом направлялся в инфарктное отделение больницы. Потом появилась палата интенсивного наблюдения - с монитором и круглосуточным дежурством медицинской сестры. Вскоре эти палаты удалось оснастить дефибрилляторами - приборами, восстанавливающими ритм сердца электрическим разрядом. Далее появились блоки интенсивной терапии - с круглосуточным дежурством врача. Смертей от инфаркта стало значительно меньше.
- Но разве нельзя "опередить" развитие болезни, вмешаться в нее, пока "гром не грянул", до инфаркта?
- Вот и мы задались таким вопросом - и профессор Алексей Павлович Юренев предложил новую идею: от "инфарктологии" перейти к неотложной кардиологии.
Ведь "гром" - это не только инфаркт. Есть еще понятие "внезапная сердечная смерть" - неожиданно возникшее нарушение кровообращения в сердце. Бывают и другие состояния: нестабильная стенокардия, нарушения ритма сердца - когда требуется немедленное вмешательство специалиста. В этих случаях, записано в программе, больные немедленно доставляются в блоки кардиореанимации, минуя даже приемный покой, ибо минуты решают все. Здесь, в блоке, врач выводит человека из острой ситуации, применяя, к примеру, метод тромболизиса - растворение тромба внутри сердечного сосуда. Эта методика признана во всем мире, но владеет ею только врач-кардиореаниматолог. Он специально обучен мгновенным реакциям. Только так удается больного "не пустить" на тот свет. А если даже клиническая смерть возникла - есть шанс вернуть человека к жизни.
- Скажите, доктор, от чего, по вашим наблюдениям, чаще всего погибают "сердечные" больные?
- Мы четко видим несколько причин: неправильный диагноз, упущенное время, незнание тактики лечения. Есть и еще одна причина, о которой не очень принято говорить. Врач-кардиолог не имеет права назначать - и даже советовать - пациенту дорогостоящий препарат, которого нет в списке "льготных" лекарств. Даже если точно знает: это лекарство в данном случае наиболее эффективно.
Я убежден: врач обязан иметь полную свободу информировать пациента о лучших современных лекарствах, о принятых в мире схемах лечения его болезни.
- Одной из причин гибели людей "от сердца" вы назвали неправильно поставленный диагноз. Чем объяснить такие ошибки?
- Чтобы не ошибиться в диагнозе, надо много знать, быть в курсе современных достижений в кардиологии, в том числе в диагностике. В Москве, к примеру, есть несколько современнейших клиник, где можно провести коронарографию, сделать баллонную ангиопластику (расширение сосудов) - то, что принято во всем мире. Но до сих пор врачи не всегда знают, в каких случаях туда можно - и нужно - направлять больного. Беда наших врачей, особенно в глубинке, что они не имеют возможности идти в ногу со временем.
- Тем не менее очень часто российским врачам удается и лечить, и проводить сложнейшие операции - вполне на мировом уровне.
- Это нередко изумляет западных коллег. Они, кстати, очень уважают русских врачей, их образ мышления, подготовку. Уважают - но не всегда понимают. Несколько лет назад я работал в Германии. И задал вопрос своим немецким коллегам: "Как вы выйдете из положения, если у вас вдруг не окажется нужного лекарства или необходимого медицинского прибора, аппарата?" Они долго не могли понять, что это значит. А когда поняли - ответили: "Значит, завтра в клинике будет другой директор по экономике".
- Кардиореанимация немыслима без современного оборудования, как правило, импортного. Но, скажем, дефибриллятор, насколько мне известно, придуман русским человеком - и впервые начал применяться именно в России.
- Да, это наша идея, и первые приборы были отечественные. Но они были громоздки, неудобны в работе. А на Западе быстренько сделали "хорошие" приборы - использовав нашу идею.
Многие интересные наработки уходят на Запад - а потом мы вынуждены покупать там технику за большие деньги. Я знаю группу московских ученых и инженеров, которые создали уникальный прибор бесконтактного мониторного наблюдения. На выставке в Женеве он получил золотую медаль. И кто, вы думаете, им заинтересовался? Зарубежные фирмы - автомобильные гиганты: оказывается, с его помощью можно выбрать для водителя самое удобное положение. В России открытием не заинтересовался никто.
- Андрей Борисович, вы видите многих кардиологических больных. И наверняка нередко осознаете: тяжелой ситуации могло и не быть, если бы...
- Если бы человек научился думать о своем здоровье. Сердечно-сосудистые заболевания возникают из-за недостатка движения, плохого питания, из-за пристрастия к табаку и алкоголю. Гипертония - болезнь психоэмоционального напряжения, недаром раньше ее называли "болезнью невысказанных эмоций".
- Но куда же денешься от стрессов? И полноценное питание, увы, сегодня далеко не каждому россиянину по карману.
- Полноценно - не всегда значит дорого. И на рынке сейчас вполне можно выбрать полезные продукты: растительное масло (вместо комбижиров), нежирное мясо, морскую рыбу... Вместо колбас и копченостей - на те же, заметьте, деньги - зелень, овощи, фрукты.
Японцы несколько лет назад приняли государственную (!) программу по обязательному употреблению морепродуктов. И буквально за несколько лет у них сократилась не только смертность, но даже заболеваемость сердечно-сосудистыми болезнями.
А от стрессов могу предложить свой, личный рецепт. Перестать прислушиваться к бесконечным "страшилкам", извергающимся с экрана, из радиоприемника, газет и журналов. Вспомнить, что в жизни - и конкретно в жизни вашей - немало доброго и светлого.