В МОСКВЕ СТАНЕТ МЕНЬШЕ "ПРОБОК"

Гостем редакции стал заместитель начальника столичной ГИБДД полковник милиции Евгений НОВИКОВ.

Евгений Александрович начинал свою службу в 1979 году с должности милиционера-водителя. Сегодня полковник Новиков курирует в ГИБДД такие направления, как розыск правонарушителей, дежурная часть, органалитический отдел и отдел пропаганды.
Мы попросили Евгения Александровича рассказать об обстановке в городе. По его словам, сейчас по московским улицам ежедневно колесят более четырех миллионов автомобилей. За рулем 2 миллионов 440 тысяч машин сидят москвичи. А еще примерно столько авто ежедневно приезжает в Белокаменную из других городов.
И все торопятся по своим делам. Стоит отметить, подчеркивает Евгений Александрович, что еще совсем недавно пробки в центре города так закупоривали движение, что сбои продолжались аж по 4-5 часов. Нельзя сказать, что сейчас все проблемы решены и пробки исчезли, но введение в пределах Садового кольца новой системы слежения за движением транспорта позволило полностью контролировать здесь обстановку.
Вы не поверите, говорит наш собеседник, но автоматизированная система управления движением была создана еще в 1970 году - эксперимент начинался в Алма-Ате. А до Москвы тогда руки так и не дошли. Зато теперь одна из самых актуальных нынешних задач - охватить системой не только центр, но и все основные магистрали.
А нужда приглядывать за обстановкой на столичных дорогах становится все сильней. Печальная тенденция, которую наблюдают за последние годы сотрудники с полосатым жезлом в руках: число пьяных водителей за рулем все растет и растет. Их задерживают, наказывают, но... Не редкость уже даже пьяная женщина-водитель. Вот, рассказывает Новиков, совсем свежий пример: в Бескудниковском переулке пьяная в стельку дама не вписалась в поворот, врезалась в палатку, затем в автобусную остановку. На остановке стоял ребенок, спасти его не смогли...
Но у зам. начальника московской ГИБДД есть свой счет и к пешеходам. Ежедневно калечатся и погибают под колесами автомашин в городе до 20 человек. В чем главная причина? Увы, она банальна: наша беспечность. Пешеходы торопятся, стараются выиграть несколько секунд, а в результате - летальный исход. Кстати, все чаще и чаще под колеса пешеходы попадают по пьяному делу.
Кто только не критикует работу инспекторов дорожного движения. И зачастую критика имеет все основания. Однако не всегда помним: в ГИБДД сегодня стало работать сложнее, чем, скажем, десять лет назад. От рук преступников порой гибнут сотрудники, а водители стали проще смотреть на свои обязанности. Знаете ли вы, например, читатель, что, кроме присмотра за порядком на дорогах, инспектора еще и работают на пару с коллегами из уголовного розыска? Полковник Новиков подтвердил журналистам: ежедневно сотрудники дорожной инспекции возбуждают до 5 уголовных дел. Они задерживают и вооруженных преступников, и наркокурьеров, и беглецов, находящихся в федеральном розыске...
Кто бы мог подумать, что по Москве когда-нибудь будет ездить столько дорогих скоростных иномарок? Не секрет: за рулем их нередко - преступники или просто дерзкие нарушители. И как же прикажете их догонять инспекторам на разбитых "Жигулях"?
Автомобильный парк столичного ГИБДД, говорит Евгений Александрович, довольно сильно изношен. Правда, несколько дней назад от Главного управления ГИБДД получено 10 новеньких "мерседесов".
На всю Москву это немного, но все-таки подарок приятный. Тем более что в столице не только дефицит мощных служебных автомобилей, но главное - и самих сотрудников ГИБДД. К тому же многим сотрудникам приходится отправляться в служебные командировки в Чечню. Там тоже работы невпроворот: много лет подряд местная техника вообще никак не учитывалась и не регистрировалась. Никто не интересовался, угнанная это машина или нет. Приходится все начинать заново, дежурить на контрольно-милицейских постах, отбиваться от бандитов...
Но мы стараемся, успокаивает Новиков, успевать всюду. И в Чечне, и в Москве. Пусть не надеются дерзкие правонарушители, что им все сойдет с рук. Даже если водитель скрылся с места происшествия, опасаясь ответственности за трагические последствия. В ГИБДД огромная база данных, неплохие возможности для розыска. Вот такой пример. В Северо-Восточном округе случилась трагедия: водитель "девятки" сбил 10-летнего мальчика, который погиб, а сам уехал. Несмотря на то что поначалу не знали даже номера автомашины, круг поисков беглеца до такой степени сузился, что он понял неизбежность выхода на него и сам явился с повинной. Оказывается, сейчас удается найти около 70 процентов скрывшихся водителей, а в некоторых подразделениях цифра доходит до 90 процентов.
Редкий московский водитель нынче не обсуждает тему техосмотра и введение в столице инструментального контроля. Евгений Александрович уверен, что нововведение сократит количество ДТП по причине отказа техники - уже есть аналитические выводы. Да и объективность осмотра, что ни говори, возрастает - с техникой не поспоришь. А как быть, спросили мы полковника Новикова, если найдется придира-инспектор, который из-за царапины на капоте "завалит" машину? Ответ был такой: если это явная придирка и на безопасность движения никак не влияет - можно пожаловаться вышестоящему начальнику. Управа найдется. Кстати, существует еще специальный телефон доверия, по которому каждый желающий может рассказать о попавшемся ему непорядочном инспекторе. Звонить можно анонимно. Номер такой: 923-78-92