Назначенные президентом семь его суперпредставителей уже стали важной составляющей наших
Назначенные президентом семь его суперпредставителей уже стали важной составляющей наших внутриполитических раскладов. Нынче ни один стратегический прогноз не строится без учета возможного влияния "большой семерки" на целый комплекс процессов, определяющих новые рамки взаимоотношений Центра и субъектов Федерации. Более того, учитывая, что любой новый государственный институт, рожденный из головы государственной Афины, всегда проходит непростой этап становления, многие аспекты статуса, полномочий "государевых наместников", их сферы деятельности будут уточняться, что называется, уже в пути. Однако один крайне существенный момент деятельности "большой семерки" все еще остается как бы за скобками даже самих прогнозов. Речь идет об их прямых экономических функциях. Между тем с течением времени без экономической составляющей своей деятельности в округах представители президента рискуют превратиться в самых настоящих английских королев. Что в принципе сразу скомпрометирует всю идею трансформации системы управления Россией.
АВТОРСТВО ИЗВЕСТНО
"Крестных отцов" сомнительных идей госреформ обычно днем с огнем на найдешь. Государственные мужи кивают друг на друга и перебрасывают авторство, как горячую картофелину. С идеей укрупнения территориальных субъектов управления все обстоит с точностью до наоборот. Мгновенно целый сонм политиков разного уровня и ранга дал понять, что именно из их записок (вариант - личных бесед, научных трудов, популяризаторских брошюр) президент-де почерпнул саму концепцию реформы. Видимо, не случайно, представляя своего полпреда в Центральном округе, Владимир Путин ясно заявил, что во многом идея текущей административной реформы принадлежит московскому мэру Юрию Лужкову.
С одной стороны, новый глава государства своим заявлением пресек в губернаторской среде ненужную гонку приоритетов и борьбу за первородство реформы, которая грозила вылиться в очередную информационную войну PR-служб. С другой, В. Путин признал, что Кремль будет использовать опыт и наработки Москвы, в которой процесс укрупнения административных субъектов и укрепления властной вертикали прошел достаточно давно. И прошел плавно.
Впрочем, московско-кремлевские отношения на фоне формирования нашей российской "большой семерки" интересны нам не сами по себе. Дело в том, что столичный мэр как бы на правах дуайена реформы отметил, что президентские представители обречены выступать координаторами не только и не столько представительских, сколько важнейших экономических вопросов, в том числе и проблем с трансфертами. Заявление это оказалось чрезвычайно своевременным, учитывая, что дискуссия вокруг нового госинститута как-то незаметно была уведена куда-то на запасные пути - в сферу чиновничьих дрязг, неизбежных-де при очередной нарезке полномочий. Многочисленных комментаторов и толкователей куда больше продолжают волновать возможные интриги во взаимоотношениях полпредов и, скажем, федеральных министров, чем рутинные хозяйственные вопросы, которые, собственно, и составят основу ежедневной работы "семерки".
ИСКУССТВО НАРЕЗКИ ПИРОГА
В слове "трансферт" столько всего слилось для губернаторского сердца! Не так давно эффективность управления целыми областями определялась исключительно связями местных "баронов" в Москве и их пробивной силой. Казенных денег всегда не хватало, а потому губернаторы не ждали милостей от Центра и спешили вырвать обещанные субсидии в лихих атаках на высокие кабинеты, так сказать, активно действуя на полях потенциальных противников. Зачастую деньги вырывались за счет менее пробивных соседей. Излишне говорить о том, что такое кулуарное распределение и коррупция - понятия если и не тождественные, то уж очень близкие.
Сейчас бюджеты верстаются с известным профицитом, однако пока федеральные субвенции сохраняются как категория, борьба за их размеры обещает быть не менее напряженной, чем в прежние глухие и дефицитные годы. Особенно болезненно трансферты делятся между непосредственными соседями. Тайное желание того, чтобы корова сдохла именно у соседа, не потеряло еще на российских просторах своей актуальности.
Появление же новой надрегиональной силы в лице полпреда президента ситуацию меняет в корне. Ему-то "на земле" будет виднее, где деньги пойдут в дело, на конкретные проекты, а где их в очередной раз похоронят. Фактически с течением времени и с правильной постановкой дела трансфертная политика должна будет формироваться в семи окружных столицах. Что, видимо, даст немалую экономию на губернаторских командировках.
Теперь о бюджете, большом государственном, на принятии которого, как шутят в Европе, и заканчивается деятельность любого парламента. При всех реформах верхней палаты парламента губернаторы сделают все возможное, чтобы сохранить за собою рычаги прямого влияния на формирование "росписи доходов и расходов". Они готовы будут уступить во всем, за исключением этого аспекта своих прерогатив. Но если "бароны" будут знать, что значительная часть согласования бюджетных статей ляжет на плечи полпредов, которые выступят как бы привилегированными собеседниками Кремля, их страхи в значительной степени будут успокоены. Словом, именно аппараты полпредов Путина смогут в прямом смысле начать формирование ряда стратегических статей бюджета снизу. В результате даже если предположить, что местные законодательства будут в один прекрасный день жестко приведены к стандарту Российской Конституции, функции "семерки" не только не будут исчерпаны, но наоборот - достигнут качественно нового уровня. Поговорка - "царствуют, но не правят" - будет не про них.
ДОЛОЙ ГРАНИЦЫ!
Рискну предположить, что в новых округах экономика все-таки будет иметь главенствующее положение над политикой. В основе их нарезки не барская прихоть и даже не схемы военных округов, как представлялось многим прозорливым комментаторам, но исторически сложившиеся хозяйственные комплексы, технологические и производственные цепочки. Другое дело, что в недавнюю эпоху местного выживания любой ценой такие связи искусственно разрывались и на административных границах чуть ли не громоздили пограничные столбы. Дело доходило до того, что наиболее ретивые губернаторы обороняли свои рубежи от сопредельного зерна или - страшно сказать - молока столь упорно, словно бы речь шла об угрозе бактериологической войны или вражеского вторжения.
Так что формирование единого экономического пространства округов - это не политическая метафора и не дань новым веяниям. Не сомневаюсь, что именно так сформулировал президент одну из задач своей "великолепной семерке".
Но вопрос этот гораздо глубже, поскольку единое экономическое пространство необходимо формировать не только в масштабах новых укрупненных округов, но, как ни парадоксально, в рамках отдельных областей. В частности, перспектива фактического объединения Санкт-Петербурга с его областью считалась задачей стратегической, но в ближайшие годы не решаемой. Причин тому было немало, включая и прямое противодействие быстро познавших сладость самостийности областных элит. Известно, что назывались довольно туманные сроки такого административного воссоединения - где-то после 2005 года, когда, видимо, нынешние невские лидеры завершат свои политические карьеры. И это при том, что для судьбы ряда социальных и социально-экономических вопросов даже условные границы губительны.
Надрегиональный же институт представителей президента в том же Северо-Западном округе позволяет по-новому, в комплексе подойти и к этой проблеме, не тратя нервы и силы на формальное стирание границы "между городом и деревней".
Естественно, экономические аспекты деятельности "семерки" требуют особой проработки, выработки единого понимания задач, распределения полномочий между полпредами, с одной стороны, и вице-премьерами и министрами - с другой. А для того чтобы, как водится, такой процесс пошел, сама проблема должна будироваться всеми заинтересованными лицами - политиками, людьми бизнеса, местными элитами. Иначе восторжествует обычное российское убеждение, что, мол, все как взбаламутилось, так через пару месяцев и успокоится.