НЕПРИЗНАННЫЙ ГЕРОЙ
Все, кто во времена СССР был пионером, помнят слова песни "Жил в Ростове Витя Черевичкин...", наверняка, читали и одноименную книгу Агафонова.
- Все пишут: "Витя - герой!" А звания Героя Советского Союза брату так и не присвоили! - сокрушается 77-летняя Анна Ивановна Аксененко (в девичестве - Черевичкина). - Лишь 6 лет назад нам удалось добиться от мэра города, чтобы фамилию Виктора увековечили на мемориальном комплексе "Скорбящая мать" в парке имени Фрунзе. Именно здесь расстреляли нашего Витю и в конце ноября 1941 года вместе с другими казненными ростовчанами похоронили в братской могиле.
Во время Великой Отечественной звание Героя было посмертно присвоено многим подросткам: связной подпольщиков Зине Портновой, застрелившей на допросе немецкого офицера, Лене Голикову, выследившему и убившему немецкого генерала, Марату Казею, прикрывавшему отход партизанской группы...
Витя ни одного фашиста сам не убил. Но, наверное, не случайно сразу после взятия города на Дону группа офицеров в прокопченных бушлатах пришла выразить соболезнования безутешной матери - Фекле Черевичкиной.
ПЕРЕД РАССТРЕЛОМ ДУМАЛ О ПТИЦЕ
Анне Черевичкиной было 11 лет, когда они с мамой ходили по городу и искали Витю среди убитых.
- В два часа дня 28 ноября 1941 года мы пообедали, и Витя - к выходу, - вспоминает Анна Ивановна. - Позже мама вышла во двор и обмерла - немец вел Витю к голубятне. Они заметили, как он подбросил над штабом нескольких голубей в тот момент, когда в небе пролетал советский самолет. В штабе Витю пытали. Потом повели в парк имени Фрунзе. Голубям оторвали головы, а его расстреляли. На нем от побоев живого места не было. А еще он в руке держал мертвого голубя. Видимо, прятал его за пазухой до самого расстрела, в последний миг хотел выпустить, но не успел...
От горя у Феклы Васильевны произошло тихое помешательство. Отец Вити в это время был на фронте. Когда ему сообщили, что его 16-летний сын пал смертью храбрых, у Ивана Алексеевича случился сердечный приступ... Чуть позже семья понесла и другую потерю - в августе 1942-го года их старший сын и брат, 18-летний Шура Черевичкин, погиб на фронте. Сам же Иван Алексеевич вернулся с войны живым.
Во время войны именно 11-летней Анне Черевичкиной пришлось стать главой семьи - глаз да глаз нужен был не только за 4-летней сестрой Галей, но и за матерью. Девочка работала на заводе "Сельмаш", где изготавливали мины. Но сегодня труженица тыла получает пенсию как обычный пенсионер. И если бы не помощь сына Виктора, названного в честь дяди-героя, неизвестно, как бы она выживала. Сейчас Анна Ивановна тяжело болеет, ее пенсия уходит на одни лекарства.
В СПИСКАХ НЕ ЧИСЛИЛСЯ
Однажды Черевичкины получили письмо из Новошахтинска от Н.В. Албула. Он писал: "Я уверен, Витя - настоящий герой. Он выведывал у немцев, а потом пересылал с голубями важные сведения. Мой брат Павел Русанов во время оккупации возил Вите голубей из села Самарского. Он рассказывал мне, что Витя был у них связным. После войны брат добивался увековечивания памяти Вити. Но не успел - в 1992 году он умер в Краснодаре. Павел всегда считал Черевичкина героем..."
Сказать, что после войны о семье Черевичкиных забыли, будет неправдой: Фекле Васильевне дали большую квартиру на окраине Ростова. Прежде к Черевичкиным приезжали пионеры со всей страны. Были зарубежные гости. Многие хотели посетить могилу Вити, но ее официально не существовало. Ведь когда его расстреляли и похоронили в братской могиле, документов семье не выдали. А архивов за 1941 год не сохранилось. В 1994 году, когда власти к 50-летию Победы решили высечь на мемориале "Скорбящая мать" в парке Фрунзе имена всех захороненных здесь людей, Анна Аксененко обратилась в райвоенкомат с просьбой добавить на братской могиле и Витино имя. Но получила отказ.
Витя же не был военнослужащим и не числился в списках военкомата. Но чиновничью броню сестрам удалось пробить. Нашлись свидетели, подтвердившие, что Витю похоронили именно тут. Много лет именно сюда люди приносили цветы пареньку-герою...
- Витя учился в ремесленном училище N 2. Он мечтал чинить моторы для самолетов. Летчиком мог бы стать... - размышляет Анна Ивановна, - Брат так любил своих голубей. Перед тем, как его увели на казнь, Витя успел выпустить всех голубей на волю. Они долго кружили над нашим домом. А потом улетели. Навсегда.
КАК ЭТО БЫЛО
В военное время голуби рассматривались как надежное средство связи. Одним из направлений ОСОАВИАХИМа была работа с голубятниками. Вполне вероятно, что Витя, который жил напротив штаба, посылал голубей с записками в Батайск, где стояли наши войска. Не случайно во вторую оккупацию Ростова фашисты под страхом расстрела запрещали ростовчанам держать голубей.