Никита Михалков и Андрей Кончаловский попросили миллиард на создание альтернативы западному фастфуду
Два брата, именитые кинематографисты Никита Михалков и Андрей Кончаловский, предложили стране общенациональную идею — пока в области общепита. Они придумали раскинуть по стране сеть кафе-кулинарий под брендом «Едим дома!». На альтернативу западным сетям фастфуда братья просят из казны без малого миллиард рублей.
Как легко догадаться, лицом сети станет супруга Андрея Кончаловского, актриса и телеведущая Юлия Высоцкая, хозяйка бренда «Едим дома!», одноименной телепрограммы, двух ресторанчиков в Москве — Food Embassy и «Юлина кухня» — и интернет-магазина с товарами для кухни.
Для начала предлагается пилотный вариант в Калужской и Московской областях, где откроют 41 кафе, 91 кулинарию и построят две региональные фабрики-кухни. Все как в западных фастфудах: приготовление блюд — на фабриках-кухнях, реализация — в совмещенных кафе-магазинах. А фишка в том, что 30-40% используемых продуктов должны быть местными.
Согласитесь, идея выглядит очень привлекательно. Хотя и дорого: 971,8 млн рублей инвестиций в пилотный вариант с окупаемостью затрат за 4,8 года. Но почему же деньги на эту благую частную инициативу запрашиваются из госбюджета? Более того: как сказано в письме братьев президенту РФ, «учитывая социально-политический характер проекта... просим поручить осуществление проекта «Едим дома!» правительству РФ». И вот вчера (невероятная оперативность!) эта тема уже обсуждалась на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича — с участием представителей Минэкономики, Минпромторга, Минсельхоза, представителей администраций Московской и Калужской областей.
А с какой, собственно говоря, стати? Если режиссерами-продюсерами двигал патриотический порыв, то это еще не повод испрашивать деньги у родного государства, испытывающего нынче серьезные проблемы с наполнением бюджета. Но лауреаты (в совокупности) «Оскара» и «Ники», «Золотого орла» и «Серебряного льва», кавалеры ордена Почетного легиона, многих других государственных и общественных наград претендуют еще и на покровительство региональных властей — в части выделения земельных участков и помещений. «Макдоналдс» нервно курит в стороне: на создание в нашей стране своей сети из 437 ресторанов в 75 городах он потратил 25 лет упорной работы и сотни миллиардов. Михалков и Кончаловский, организовав патриотический подряд, намерены в революционно короткие сроки догнать и перегнать американских конкурентов.
А в дальнейшем, как сказано в письме президенту, «фабрики-кухни «Едим дома!» будут снабжать питанием социальные учреждения, в том числе детские дома и интернаты».
Авторов не смущает, что это станет грубейшим нарушением антимонопольного законодательства. Ибо и в России, и во всем цивилизованном мире продовольственное снабжение социальных учреждений — это многомиллиардный госзаказ, за которым выстраиваются длинные очереди из желающих поучаствовать в тендере.
Минздрав на неделе прославился не так шумно: на сайте госзакупок ведомство разместило конкурс ценой всего лишь 55,6 млн бюджетных рублей — за оказание услуг по изготовлению и размещению телематериалов для «создания позитивного отношения к российскому здравоохранению». Но здесь возмутились даже депутаты. «Реклама здравоохранению не поможет. У народа очень хорошее отношение и к здравоохранению, и к врачам. У народа негатив по отношению к организаторам здравоохранения, то есть к чиновникам», — заявил глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.
Любопытно, что параллельно с выделением денег на саморекламу (конечно же, из патриотических соображений) Минздрав приступил к созданию системы организации платной медицинской помощи населению «ОМС плюс», в соответствии с которой россиянам будут навязывать «добровольное дополнение» к обязательной медицинской страховке. Дескать, эти деньги пойдут на выхаживание больных.
«Подавляющее большинство претензий относится к сервису: почему в поликлиниках большие очереди, почему меня положили в шестиместную палату и т. п., — объясняет один из разработчиков новой системы, член Общественного совета при Минздраве Давид Мелик-Гусейнов. — Однако базовая программа ОМС ввиду скудности бюджета не может оплатить все эти хотелки...» Позвольте, а отсутствие врачей и лекарств — это тоже хотелки? Вместо того чтобы заниматься своим прямым делом — организацией лечения и подготовкой врачей, чиновники Минздрава прикармливают специалистов по лакировке действительности. Хотя имидж ни на йоту не поможет ни одному больному.
Аналогичной деятельностью заняты и чиновники системы народного образования. Недавно они опубликовали программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». В документе пять разделов, уйма пунктов, в которых перечислены направления, формы и методы этого самого воспитания. Будет бюджет, но будет ли прок? Как говорил герой гайдаевской киноленты, меня терзают смутные сомнения.
Между этими историями есть нечто общее: свои патриотические порывы авторы предлагают оплатить, причем щедро, родному государству. Но это уже по-другому называется...