ФАС НА НИХ, МОНОПОЛИСТОВ

Апрель испортил настроение автолюбителям. Как сообщил Росстат, резко выросли оптовые цены на бензин: Аи-92 - до 16 760 рублей, Аи-95 - 19 400 рублей и дизельное топливо - до 14 280 рублей за тонну. Эксперты предсказывают, что к маю розничные цены повысятся в среднем на 6 - 10 процентов. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев считает, что всему виной - картельный сговор нефтяников.

Интересно, что на дороговизну топлива жалуются и американцы, которые завозят около половины потребляемой нефти. За последние две недели там розничные цены на бензин возросли примерно на 18 центов и составили в среднем по стране 2,79 доллара за галлон (3,78 литра), то есть чуть больше 19 руб. за литр. Россия, как известно, полностью обеспечивается собственной нефтью, но у нас бензиновые цены выше, хотя разница в зарплатах граждан более чем ощутимая. К тому же в США горючее дорожает или дешевеет в зависимости от ситуации на мировом и внутреннем рынке. В России цены только растут.
Напомним, что в прошлом году средние цены на бензин поднялись на 10,9 процента, что значительно выше уровня инфляции. Но в январе, когда потребление бензина серьезно сократилось, цены на моторное топливо остались фактически неизменными. И вот теперь весной, когда спрос резко вырос, цены на автобензин обещают повысить аж на 10 процентов.
Глава ФАС рассчитывает умерить аппетиты нефтяников высокими штрафами. Уже приняты парламентом и поступили на подпись президенту поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие наказание за сговор и нарушение антимонопольного законодательства. "Если президент подпишет документ, то примерно 15 мая они могут вступить в силу", - говорит Игорь Артемьев. И тогда размер штрафов, накладываемых на компании, вырастет в тысячи раз - до сотен миллионов рублей вместо нынешних 500 тысяч. Кроме того, подготовлены поправки в УК, которые предполагают уголовную ответственность. Руководители компаний, нарушающих антимонопольное законодательство, могут сесть на нары (от 6 месяцев до 10 лет). Правда, поправки еще должны быть приняты парламентом, а это долгий процесс.
До сих пор факт ценового сговора было очень трудно доказать. Практически все эксперты признают, что такой сговор есть, что внутренний рынок не только крайне монополизирован, но и давно поделен между несколькими крупнейшими вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Но за последнее время ФАС не сумела вскрыть и доказать ни одного случая договоренностей "королей бензоколонок". И потому многократный рост санкций за нарушение антимонопольного доказательства, установленный поправками в КоАП, может оказаться невостребованным.
Зато нефтяники могут учесть "штрафную опасность" в цене реализуемых нефтепродуктов, и они станут еще дороже.