ШПИОНЫ ЗА КАЖДЫМ УГЛОМ

Если кто не помнит, Вадим Бакатин раскрыл американцам схему расположения подслушивающих устройств, заложенных в новом здании посольства США. Время расставило все по своим местам: каждое государство имеет свои секреты и не прочь покопаться в чужих.

Западные спецслужбы никогда не руководствовались сиюминутной политической конъюнктурой, а предпочитали дальнюю перспективу. Поэтому их активность нарастает год от года, а методы становятся все изощреннее. Особенно отличается этим американское ЦРУ.
Комментируя приговор суда в отношении ученого Игоря Сутягина, обвиненного в шпионаже, один из экспертов Федеральной службы безопасности подчеркнул, что за последние пять лет разведка США делает все, чтобы укрепить свои позиции в нашей стране, оставляя далеко позади своих союзников. "Американские разведслужбы действуют не только непосредственно в России, - пояснил он, - но и через страны СНГ, Великобританию, партнеров по НАТО". По утверждению эксперта, наши органы госбезопасности постоянно фиксируют попытки разведчиков из США приобрести источники информации или агентуру из числа российских граждан. В первую очередь их интересуют сведения военно-политического характера, состояние оборонно-промышленного комплекса, тенденции развития вооружений.
Что касается Сутягина, ученый считался хорошим специалистом, имел неплохие карьерные перспективы. Такие, как он, обычно вербуются не для конкретного задания. Высшим пилотажем считается у любого разведчика "взять на крючок" человека, занимающего сначала небольшую должность, и вести его до вершины карьеры, получая все более ценную информацию. Сутягин мог стать как раз таким "выращенным" агентом.
Наши спецслужбы отмечают, что в последние годы сотрудники ЦРУ используют для прикрытия как уже действующие, так и специально создаваемые коммерческие фирмы в Европе, Латинской Америке, Восточной Азии. Одна из таких фирм была использована в работе с Сутягиным. С российским ученым встречались разведчики Шон Кидд и Надя Локк, представлявшиеся сотрудниками лондонской фирмы "Альтернатив фьючерс". По признанию самого Сутягина, Кидд и Локк с 1998 года начали ставить перед ним весьма специфические задачи - собрать сведения о неакустических методах обнаружения подлодок, "уязвимых местах" российских вооружений. На одной из встреч Сутягин был ознакомлен с письменным перечнем вопросов, которые касались, в частности, программы модернизации российских истребителей, последних проектов субмарин. Ученый понял, чем ему предлагают заниматься. "Но в конце концов Кидд меня уговорил продолжить работу", - признался он.