Koгда-то один из нацистских "музыкальных критиков" написал, что дать молодым людям Германии "хорошую по своему тексту и по мелодии походную песню" в тысячу раз полезнее, чем пытаться "приобщить небольшую группу штурмовиков к скрипичному концерту Бетховена". Примерно то же говорили и наши пролеткультовцы, рапповцы и им подобные экстремисты от искусства. В тоталитарных странах целые пласты серьезной музыки оказались, по сути, репрессированными. Особенно не повезло в этом отношении отечественным композиторам: гонения на все, что выходило за рамки официальной идеологии, продолжались в Советском Союзе до восьмидесятых годов. До сих пор публика не знает многие произведения Александра Мосолова, Мечислава Вайнберга и других крупных наших авторов.
Исправить несправедливость решила группа молодых российских музыкантов, известных по учрежденному ими ежегодному фестивалю "Возвращение". Новый проект озаглавлен "Репрессированная музыка". Фестиваль с таким названием открывается завтра и продлится в Москве до 16 апреля. Авторы идеи - скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков. В смотре примут участие гости из Израиля. Кроме концертов в Рахманиновском зале Консерватории и Еврейском культурном центре, состоится лекция профессора Тель-Авивского университета Давида Блоха, на которой он расскажет о композиторах "Терезинского гетто" - концлагеря на территории нынешней Чехии, куда фашисты согнали представителей интеллигенции со всей Европы и где погибло более 150 тысяч человек.