ПОДКОВАННАЯ РАДОСТЬ

Для мегаполиса коваль - профессия вполне раритетная. Хотя в последнее время, особенно летом, Москва переживает настоящий лошадиный бум. В местах массового отдыха, даже на Тверской, за определенную сумму можно запросто покататься на настоящей лошадке.

"Встречаемся в полдень у ипподрома. Устроит?" - так началось мое знакомство с Михаилом Лазепным - профессиональным наездником и ковалем по совместительству. Как и многие, он самоучка, (на сегодняшний день в России нигде, кажется, не готовят ковалей специально). На досуге почитывал труды по ветеринарии, а тут на ипподроме как раз коваль потребовался. Пришлось взять копыта в свои руки. Сначала одно, потом второе - и поехало. Почти 20 лет бросить не может.
В темном коридоре конюшни нас ждал гнедой жеребец по кличке Вал. Он был привязан веревками к стенкам конюшни. "Не бойтесь. Вал самый смирный из моих подопечных", - сообщил Михаил. Привычным движением он оторвал от пола копыто и, сковырнув старую подкову, ножом начал зачищать верхний ороговевший слой. "Копыто, что и человеческий ноготь, быстро отрастает. Хотя бы раз в месяц надо подстригать", - попутно объясняет Михаил. "Без подковы лошади нельзя. Одно дело по мягкой травке бегать, другое - по асфальту... - рассказывает мой новый знакомый. Одно неверное движение коваля - рана, придется как минимум отмачивать в горячей солевой ванне. Поэтому хозяину лошади коваля лучше не расстраивать: одним движением руки тот может сделать животное косолапым. А для беговой лошади профессиональный коваль - это чуть ли не половина успеха на скачках.
Чтобы подобрать нужную подкову, снимается мерка: ширина копыта, ширина пяточки, длина наискосок. У Вала оказался второй размер. Всего же их шесть. Самый большой, понятно, - у тяжеловозов. Зимой в ход идут шипованные подковы, летом - гладкие. Каково было мое разочарование, когда вместо новенькой подковки Михаил водрузил на копыто старую, изъеденную ржавчиной подкову. "Начнутся бега - обуем во все новое, - оправдывается коваль. - А на межсезонье и так сойдет". Чтобы "обуть" лошадь во все новое, нужна по меньшей мере тысяча рублей, надо экономить. Последнюю партию подков завезли десять лет назад. Специально для ипподрома их выковал АЗЛК "Москвич". А самим делать подковы негде. Когда-то на ипподроме была кузница, но начальству показалось, что помещение выгоднее приспособить под пункт приема пивных бутылок.
Гвозди, на которых держатся подковы, тоже "доисторические" - 1941 года выпуска. Иностранные коллеги диву даются, как с такими гвоздями вообще можно работать. Оказывается, можно. Если за границей, чтобы подковать лошадь, требуется три человека, у нас с этим справляется один. За день Михаил успевает подковать пять лошадок, и это не предел.
... Вал, знающий руки мастера, сам подставляет следующую ножку. На все отделение Михаил - единственный коваль. В хозяйстве у него 22 подопечных. К каждому свой подход. "Лошади - как люди: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Я с первого взгляда могу определить - в хорошем настроении или расстроен", - говорит Михаил. Бывают случаи, когда даже знакомые лошади подводят. На днях Михаил получил копытом по голове от стоящей в соседнем загоне своенравной Радости. Что поделать: "дама". Во время ковки лошадь, балансирующая на трех ногах, может сесть всей своей 500-килограммовой массой на хрупкие плечи Михаила, который весит всего 75. После таких "упражнений" с годами начинает побаливать поясница. Раньше ипподром страховал жизни ковалей, сегодня "зализывать раны" приходится за свой счет.
На прощание Михаил подарил мне подкову. Посоветовал повесить на стену рожками вверх, чтобы счастье, которое придет, не выскользнуло.
ИЗ ИСТОРИИ:
Первоначально для защиты копыт использовались чулки, сплетенные из камыша, лыка, соломы или веревки. Позднее лошадей обули в железные пластины с крючками, которые привязывали к ногам животного кожаными ремнями. Привычная для нас подкова, подбиваемая гвоздями, изобретена римлянами еще в III веке нашей эры. С тех пор ее внешний вид почти не изменился.