В России появятся 17 новых федеральных целевых программ (ФЦП). Их концепции обсуждались вчера на совещании под председательством Владимира Путина. По мнению экспертов «Труда», ФЦП — важный инструмент государственных инвестиций, но за эффективность их исполнения до сих пор никто не отвечает.
Первые аналоги ФЦП появились в России в 1993 году. Они были рассчитаны на улучшение инфраструктуры (строительство мостов и дорог), внедрение инновационных технологий, решение проблем социальной сферы. Порядок разработки и реализации таких программ был утвержден в 1995 году. В 2000 году, после первой ревизии Счетной палаты, 80 из 150 ФЦП были закрыты.
По данным правительства, за 10 лет затраты бюджета на реализацию ФЦП составили около 4 трлн. рублей. По данным эксперта Центра развития Высшей школы экономики Андрея Чернявского, доля таких программ в расходах федерального бюджета составляет около 10%.
Однако, как считает эксперт, спросить, насколько эффективно были потрачены
Чернявский отмечает, что в первую очередь вопросы о том, насколько достигаются поставленные в программах цели, возникают в отношении крупнейшей программы развития транспортной системы России. «Есть основания говорить о неэффективности ее реализации, — считает он. — Стоимость строительства дорог у нас гораздо выше, чем в других странах, а найти в отчетах о выполнении программ цифры об эффективности невозможно». Другой провальной программой, которая часто подвергается критике со стороны Дмитрия Медведева, является «Электронная Россия». Ее реализация без каких бы то ни было результатов тянется 10 лет.
В
Число программ может заметно вырасти. Вчера Владимир Путин провел совещание, посвященное их реализации. Планируется, что к действующим ФЦП добавятся еще 17. Они могут вступить в действие уже с 2011 года и будут касаться развития высоких технологий, социальной и транспортной инфраструктуры, решения жилищных
«Предстоит разработать
Владимир Путин,
— Мы должны жестко контролировать качество реализации ФЦП, не допускать отставания от утвержденных графиков и не распылять средства. В 2009 году ФЦП были реализованы удовлетворительно.
Оксана Дмитриева, член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам:
— К сожалению, никогда не проводилась оценка того, насколько эффективны ФЦП, достигнуты ли заявленные цели. По большому счету мероприятия, проводимые в рамках большинства программ, вовсе не заметны. На практике выходит, что принимаются программы с одним объемом финансирования, а в ходе реализации сумма меняется, сроки переносятся. Что касается самой природы ФЦП, это всего лишь один из каналов выделения бюджетных средств. И хотя они сильно напоминают национальные проекты, между ними есть разница. Под эгидой нацпроектов политическим решением были объединены различные мероприятия — как новые, так и проводившиеся до этого. ФЦП — проект, имеющий официальный статус. В числе результативных ФЦП — «Дети России», «Старшее поколение».
Игорь Николаев, глава департамента стратегического анализа компании «ФБК»:
— ФЦП — важный бюджетный инструмент, но необходимо четко прорабатывать их цели. Основная проблема в том, что они фактически превратились в оформление текущей деятельности министерств: в программу просто загоняется все, что имеет