ДОРОГОЙ НАШ КРЕМЛЬ

В прежние времена уже на подходе к красной зубчатой стене бросалась в глаза длинная очередь экскурсантов, жаждущих попасть на территорию Кремля. Увидеть его соборы, старинные экспонаты Оружейной палаты, уникальное собрание Алмазного фонда, Царь-пушку и Царь-колокол. Нынче у билетной кассы 1 - 2 человека, да и те дотошно выясняют у кассира что почем, прежде чем купить билеты. У турникетов скучают милиционеры с металлоискателями.

Сегодня историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" отмечает свое 200-летие. За точку отсчета сотрудники музея и историки взяли 10 марта 1806 года, когда император Александр I издал указ "О правилах управления и сохранения в порядке и целостности находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей". Накануне этой даты наш корреспондент решил побольше узнать о главном музее страны. В пресс-центре музея нам заявили, что всю неделю ни директор, ни сотрудники не будут встречаться с журналистами - готовятся к юбилейным торжествам, а потому нам ничего не оставалось, как отправиться за впечатлениями вместе с обычными экскурсантами.
Входной билет на территорию Кремля для российских граждан стоит 70 рублей. Хочешь зайти в Оружейную палату - плати еще 100 рублей. Билет на проведение любительской фотосъемки в соборах и Оружейной палате - 50 рублей. Экскурсия с плеером обойдется в дополнительные 70 рублей, аудиогид стоит 220 рублей, а услуги экскурсовода тянут на 1000 рублей. Иностранцам приходится за все платить втрое дороже, и их очень удивляет эта система, когда одни и те же услуги стоят по-разному, в зависимости от гражданства. А вот отечественным льготникам - пенсионерам, студентам и школьникам полагаются скидки.
Как ни странно, но накануне юбилея я, к сожалению, не ощутила праздника. Пустынные пространства - по пути до Соборной площади мне навстречу попалось не более пяти человек, не считая "людей в штатском". Они напоминают о том, что Кремль не только памятник истории и культуры, но еще и действующая цитадель президентской власти. В длинные бледно-желтые здания бывших Сената и Арсенала "простым смертным" вход заказан.
На Соборной площади четверо немцев послушно поворачивают головы то в одну сторону, то в другую, вслед за рукой женщины-экскурсовода. А вот в другой англоязычной группе человек на 10 - 12, обступившей Царь-колокол, туристы дружно смеются над дежурной шуткой, обкатанной на тысячах заморских гостей. Один молодой человек, присев на корточки, уважительно-бережно прикасается к отколовшейся части колокола и, кажется, пытается прочесть отлитые из металла буквы.
У входа в Алмазный фонд строгий охранник в форме категорически не пропускает трех женщин из Оренбурга. Все билеты раскупаются заранее, попасть в уникальное хранилище, что называется с ходу, практически невозможно.
В Оружейной палате народу негусто. Группа студентов вполуха слушает рассказ экскурсовода и вполглаза смотрит на наряды царей и вельмож. Учительница из Иванова пытается выстроить своих девятиклассников у стенда с иконами таким образом, чтобы и ребята все попали в видоискатель фотоаппарата, и иконы были хорошо видны. Припозднившийся парнишка, прибежавший из зала, где выставлены царские кареты, делится своим открытием: "Я всегда думал, что колымага - это какая-нибудь дряхлая телега, а это, оказывается, карета!" Пожилой смотритель с явным удовольствием рассказывает ровесницам из провинции историю старинных часов.
Экскурсовод одной из групп уже отпустила своих слушателей. Пользуясь этой паузой, спрашиваю у нее, был ли доступ в эти залы двести лет назад простому народу. "Ну что вы, - сказала экскурсовод, - конечно, нет. Экспонаты в царское время показывали только почетным гостям Кремля, а таких вот экскурсий, конечно, не было".
У выхода из Кремля буквально сталкиваюсь с молодой парой. Елена и Роман Ефремовы живут на Севере, в Москве пролетом в Волгоград. "Я-то бывал в Кремле, - говорит Роман, - хотелось и жене показать Царь-пушку, Царь-колокол и другие экспонаты. Но, оказывается, уже не попадаем - рано закрывается вход на территорию. Теперь постараемся успеть на обратном пути".
Экскурсовод Андрей Николаевич Галанин водит туристов уже тридцать лет, но все так же радуется возможности открыть им что-то новое. Хоть времена и непростые, а, по его словам, люди по-прежнему едут из провинции посмотреть на сокровища Кремля. "Вы знаете, - делится он, - публика пошла более знающая, что очень приятно. Есть, конечно, и такие, что приходят для галочки - вот, Кремль посетил, но большинство действительно всем интересуются".
Андрей Николаевич радуется, что в последние годы на территории музейного комплекса постоянно что-то реставрируется, ремонтируется, подновляется. Но сетует, что меньше стало иностранных туристов. И связывает это обстоятельство с тем, что в центре столицы уже не осталось относительно недорогих гостиниц. По наблюдениям Галанина, туристы из-за рубежа - это в основном средний класс, и этим людям не по карману дорогущие отели, которые пришли на смену "России", "Минску", "Украине".
А КАК У НИХ?
Раньше туристы со всего мира могли попасть в Белый дом - резиденцию американских президентов - без особых хлопот. Теперь, после "11 сентября", доступ усложнен. Скажем, по-прежнему проводят экскурсии для ветеранов и школьников. Но перед посещением служба безопасности собирает данные по каждому потенциальному экскурсанту. Белый дом открыт для любого американца, который предоставил службе безопасности исчерпывающую информацию о себе, а также получил специальный билет у конгрессмена, представляющего его штат.
Любой житель планеты, у которого есть доступ к сети Интернет, также может побродить по коридорам Белого дома. Для этого на интернет-сайте www.whitehouse.gov открыт специальный раздел с виртуальными экскурсиями. При этом вашими гидами станут президентская чета и ведущие американские политики.