ЗАЧЕРКНИТЕ "У.Е."

Чтобы уменьшить на рынке количество некачественных товаров, законодатели внесли ряд изменений в Закон "О защите прав потребителей". Рассказать о наиболее важных из них мы попросили председателя правления Конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрия ЯНИНА.

- Купив некачественный товар, покупатель, естественно, идет с претензией к тому, кто его продал, - говорит Дмитрий Дмитриевич, - а продавец в свою очередь - к производителю, потому что за качество ответ держит в конечном счете он. Но сейчас на прилавках лежат в основном импортные товары, до их производителя так просто не добраться. Из-за этого нередко возникали серьезные конфликты: например, продавец любыми путями старался придраться к покупателю, мол, вы сами испортили вещь. Чтобы это прекратить, решено было установить ответственность за качество товаров еще и организаций, которые осуществляют их ввоз на территорию России. Это главное новшество в законе.
Найти импортеров теперь не проблема - их координаты должны в обязательном порядке размещаться на упаковке. Если ее нет, стоит поинтересоваться у продавца, кто завез товар. А вот если он на этот вопрос не сможет ответить, от покупки лучше воздержаться - раз игра идет не в открытую, возможно, за этим кроется какой-нибудь подвох.
Вторая очень важная поправка касается продуктов питания. Теперь потребители в обязательном порядке будут информироваться о наличии в продуктах генетически модифицированных компонентов. Эта информация также должна присутствовать на упаковке. Ведь ученые пока не могут сделать достоверных выводов об их безопасности. Значит, потребитель должен быть уверен, что насильно его генноизмененными продуктами не пичкают.
Также впервые обращено серьезное внимание на дистанционную торговлю - через Интернет, телемагазины, по каталогам и телефону. Ведь то, что показывают по телевизору, потрогать невозможно. Вещь с виду нравится, а взял в руки и разочаровался - не удовлетворяет качество или не подошел размер. Подобных случаев стало так много, что не решать проблему законодательно было уже нельзя. Теперь в течение семи дней со времени доставки покупатель имеет право отказаться от товара. Его обязаны забрать и в десятидневный срок вернуть деньги. Правда, без стоимости пересылки - почтовые расходы придется все-таки нести потребителю.
И еще одна особенность. В условных единицах цены больше выставляться не будут. Только в рублях.
- Дмитрий Дмитриевич, а если все-таки покупателю отказались вернуть деньги, где он может найти защиту?
- Для этого недавно была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Она объединила в себе функции бывших госторгинспекции, санитарно-эпидемиологического надзора, управления по защите прав потребителей и антимонопольной службы. Ее территориальные управления есть во всех субъектах Российской Федерации. Но если по какой-то причине человек не имеет возможности обратиться туда, нужно идти в суд.