ДОЛГОВАЯ ЯМА

Похоже, всем нам, россиянам, еще очень долго придется платить по счетам генсеков и постсоветских реформаторов. После дефолта правительство больше не занимает за кордоном, но внешний долг остается высоким: на начало 2005 года он составлял 113 млрд. долларов. В принципе доходы от нефтяного экспорта позволяют досрочно рассчитываться с кредиторами, однако западные страны не горят желанием получить свои деньги досрочно. Оно и понятно: каждый год по процентам Россия платит до 7 млрд. долларов. О том, как долго будет портить нам жизнь "долговой счетчик", рассказывает председатель подкомитета Госдумы по денежно-кредитной политике, валютному регулированию и деятельности ЦБ, бывший министр финансов Михаил ЗАДОРНОВ.

- Михаил Михайлович, чей внешний долг больше - правительства СССР или России?
- Советский больше. После того как Россия выплатила МВФ 3,3 млрд. долларов, общая сумма долга сократилась до 110 млрд. долларов. Из них долг СССР перед Парижским клубом - 42,8 млрд. долларов. Плюс 7 млрд. долларов, оформленные в ценных бумагах, которые размещены на финансовом рынке (их называют облигациями внутреннего валютного займа или просто "вэбовками"). Всемирному и Европейскому банкам предстоит вернуть около 7 млрд. долларов. Есть еще часть неурегулированной задолженности, по поводу которой до сих пор продолжаются переговоры. Сюда попадают советские долги на 5 млрд. долларов Китаю, Кувейту, республикам бывшей Югославии и еще ряду стран. Часть коммерческого долга частным иностранным компаниям и банкам (около 20 млрд. долларов) была реструктурирована на переговорах с Лондонским клубом кредиторов и переоформлена в еврооблигации. Таким образом, по долгам бывшего СССР нам предстоит еще выплатить порядка 70 млрд. долларов. А собственно российский долг составляет около 40 млрд. долларов.
Если всю сумму долга раскинуть на 142 млн. человек, то на каждого жителя страны получится 775 долларов.
- По мировым меркам это много или мало?
- Все относительно. В мировой практике принято сравнивать долг с доходами страны. Когда государства ЕС переходили на евро, было установлено правило: долговые обязательства страны не должны превышать 60 процентов ВВП. У нас внешний долг составляет около 23 процентов, а вместе с внутренним - менее 30 процентов ВВП. Для сравнения скажу, что в Бельгии и Италии этот показатель - свыше 100 процентов ВВП.
- Если у нас все так хорошо по западным меркам, то почему ставка обслуживания внешнего долга составляет 7 - 13 процентов, то есть гораздо выше, чем в странах Старого Света?
- Все просто. Последний раз по-крупному мы занимали в 1999 году. То есть долги мы делали, когда рейтинг России был на уровне спекулятивного. Естественно, нас воспринимали как проблемного заемщика и деньги ссужали на невыгодных условиях. А процентная ставка определяется на момент заимствования денег и со временем не меняется. Можно сказать, за современной Россией тянется хвост ее прошлых проблем, умноженных на советские обязательства.
- Правительство намерено досрочно вернуть долг Парижскому клубу. Зачем?
- Мы в последние годы по внешним долгам платим по 15-17 млрд. долларов, из них львиная доля - набежавшие проценты. Досрочный возврат денег позволил бы ежегодно экономить до 3 млрд. долларов. Если бы у нас существовали экономические проекты, способные приносить прибыль 7-8 процентов в год, то был бы смысл вкладывать казенные деньги в них. Но таких проектов пока нет. Поэтому лучше разделаться с долгом побыстрее, как предлагает Минфин.
- Пока это не очень получается. В 2001-2003 годах Минфин перечислил кредиторам 44,2 млрд. долларов, а общий долг сократился на 19 млрд. долларов. Ну разве не дикость?
- Дело в том, что политическая ошибка была сделана в начале 90-х годов, когда Россия сделала красивый жест и приняла на себя весь союзный долг. Тогда как, например, Польша списала 50 процентов задолженности, а оставшуюся половину отсрочила.
Следующий удар нанесли провальные переговоры со странами СЭВ. Торговое сальдо с союзниками по соцлагерю у нас всегда было положительным, и только в последний год перед распадом СССР сорвал выполнение экспортных поставок в эти страны. После чего в 1991 году советское правительство признало задолженность перед бывшими союзниками, приравняв в расчетах переводной рубль к американскому доллару. В итоге сложилась абсурдная ситуация: многие страны СЭВ много лет пользовались советской помощью, а мы еще оказались им должны.
И, наконец, третья ошибка была сделана в 2000 году, когда на переговорах с Парижским клубом не удалось добиться списания части долга. Тогда ситуация была крайне благоприятной, поскольку Лондонский клуб, объединяющий частных кредиторов, уже пошел нам навстречу. Но наше правительство опять встало в красивую позу, заявив, что рост экономики позволяет платить сполна по всей части долга.
Для сравнения приведу Аргентину. После финансового кризиса в 2001 году страна три года вела переговоры и списала две трети долга. Причем они навязали кредиторам свою схему погашения в тот момент, когда экономический рост в Аргентине составлял 8 процентов в год.
- Кто из чиновников конкретно "отличился" на переговорах?
- Думаю, некорректно кого-то конкретно обвинять в непрофессионализме. Да и неверно: такие вопросы решаются коллегиально - правительством и политическим руководством.
- Правительства приходят и уходят, а долги остаются. Не потому ли, что никто персонально не отвечает за провалы на переговорах?
- Любое правительство несет прежде всего политическую ответственность. В нормальной политической системе есть норма наказания: провалившееся правительство уходит в отставку. А административная и уголовная ответственность наступает, если доказана корыстная заинтересованность чиновника, ответственного за переговоры с кредиторами. Кстати, Генпрокуратура и Счетная палата изучали заключенные правительством долговые сделки. Насколько я знаю, никто лично наказания не понес.
- Но недавно был арестован высокопоставленный чиновник Минфина Денис Михайлов...
- По моей информации, заместителя руководителя департамента внешнего долга Минфина обвиняют в разглашении государственной тайны при операциях по вьетнамскому долгу России.
- Когда ожидается очередной пик платежей?
- Самое трудное время позади. Напомню, что у Лондонского клуба мы добились реструктуризации части долга в 2000 году. На сумму этих обязательств выпущены еврооблигации, которые продаются на рынке, как любой другой товар. А так называемые пики платежей приходятся на 2005-2008 годы. После этого ежегодные выплаты сократятся на 4-5 млрд. долларов - примерно до 10 млрд. долларов.
- До дефолта региональные власти тоже активно занимали деньги на Западе, но потом не смогли вернуть. Что с теми долгами?
- Пример из этого ряда - Нижегородская область, которая заняла 100 млн. долларов и не смогла вернуть. Еще крупнее потери у Кемеровской области, где прежний губернатор Кислюк в 1994 году взял у зарубежной фирмы в долг почти 200 млн. долларов. Прокуратура 10 лет с этим разбиралась, но дело закрыли в связи с истечением срока исковой давности. Расплатиться с иностранным кредитором вынуждено было правительство России. Теперь область будет возвращать Минфину деньги в течение 30 лет.
С 2000 года действует иной порядок: долг региона не может быть больше 30 процентов его доходов, а новые заимствования допустимы только для погашения старых финансовых обязательств. Фактически это означает, что местные власти не могут занимать за границей, если регионы не являются донорами. Поэтому весь суммарный внешний долг регионов составляет сейчас менее 2 процентов ВВП России и приходится в основном на Москву и Петербург.
- За последние два года Россия простила развивающимся странам долгов на 40 млрд. долларов. Разве мы так богаты?
- Нам действительно немало должны - почти 80 млрд. долларов. На мой взгляд, списывать эти долги не всегда оправданно. Во всяком случае такие страны, как Ирак, Сирия, Монголия и Вьетнам, в принципе способны рассчитываться по обязательствам. Но мы оказываемся в плену коллективной позиции и следуем за мировыми державами - как это было, например, в случае с Ираком и Вьетнамом.
Вся проблема даже не в том, что долги списываются. Хуже всего то, что мы при этом не получаем конкретной выгоды в виде контрактов или усиления политических позиций. Страны Запада не идут нам навстречу, потому как считают, что Россия и без того много зарабатывает на экспорте нефти.
- Кто нам должен больше всего и сможем ли вернуть эти деньги?
- Самый крупный наш должник Куба - 16 млрд. долларов. Шансов вернуть деньги немного потому, что кубинцам нечем рассчитываться. В этом же списке Алжир, а также Сирия, которая после реструктуризации должна нам 3,5 млрд. долларов. О возврате долга мы договорились с Вьетнамом, который начал платить.
- А со странами СНГ есть долговые проблемы?
- Из ближних соседей больше всего должна была Украина - 1,7 млрд. долларов. Газовый долг оформлен на Газпром, в счет которого он будет транспортировать топливо в Европу. Довольно много нам должны Грузия, Таджикистан, Киргизия и Белоруссия. Минск задолжал правительству и Центробанку, который в последние годы предоставил союзникам 150 млн. долларов и 4,5 млрд. рублей на введение единой валюты. Срок погашения закончился в декабре 2004 года. Но нет ни единого рубля возврата денег.
- Зато сама Россия исправно рассчитывается с кредиторами. Интересно, когда мы полностью погасим внешний долг?
- Может быть, это прозвучит несколько неожиданно, но полностью возвращать долги не совсем правильно. Ведь чаще всего деньги на внешнем рынке занимает страна, проводящая активную экономическую политику. К тому же наличие долга - это возможность маневра.
Но занимать нужно лишь в том случае, если знаешь, как деньги потратить с пользой. А сейчас мы не знаем, куда собственные доходы направить. Поэтому занимать не следует, пока не будет перспективных инвестиционных проектов, пока не научимся строить, лечить и учить, не разворовывая часть денег.
Если новые заимствования не делать, то основную часть внешнего долга правительство погасит до 2008 года, а всю сумму до 2030 года.
- А когда дойдет очередь до внутреннего долга? Много лет властные структуры не могли даже договориться о сумме "сгоревших" в 1992 году сбережений граждан...
- Если умножить долг на инфляцию за эти годы, то получится около 10 трлн. рублей.
- Получается, пострадавшим вкладчикам правительство должно в четыре раза больше, чем внешним кредиторам?
- Примерно так. Напомню, что парламент не раз поднимал вопрос возврата денег населению. Пока компенсации ежегодно выплачиваются в размере 30-40 млрд. рублей. Хотелось бы, чтобы суммы выплат были больше, но этот вопрос требует политического решения. Мне здесь добавить больше нечего.