И вот интересно мне стало, как же относятся афонцы к тому, что так называемые постные меню у нас зачастую разнообразнее и изысканнее праздничных за счет всевозможных экзотичных продуктов и заменителей мяса? Что неделя, предваряющая Великий пост, становится узаконенным разгулом, тогда как Церковь предписывает обратное? Не лукавство ли это, с их точки зрения, не грех ли?
Ожидал строгих слов, но услышал нечто другое.
- Что ж поделаешь, испытания ведь даются по нашим немощам, - говорил мне один из монахов Свято-Пантелеимоновой обители отец Философ. - То, что посильно иноку, может оказаться обычному человеку не по плечу. У каждого могут быть свои ступеньки. Кому-то просто отказаться на время от мяса - и то подвиг. Пусть он даже взамен кушает какие-то вкусности или такие, соевые например, блюда, которые от мясных мало отличимы. Но только сам он чувствует: есть ли в этом для него какая-то жертва. Главное, наверное, не в том, что именно ест и делает человек, а в том, приближает ли это его хоть немного к Богу.
Пожалуй, в этих словах афонского монаха можно при желании услышать и объяснение весьма противоречивого периода, который называется Масленицей или, по-церковному, Сырной седмицей. С одной стороны, это восходящая к язычеству традиция широкого и бурного празднования. С другой - подготовка к самому строгому посту, говоря словами Церкви, "светлое предпутие воздержания". Впрочем, и по церковным правилам Сырная седмица одновременно несет и ограничения, и послабления. Да, мясо в эту неделю уже запрещено, зато в среду и пятницу, против обычного, разрешаются молочные продукты.
Так уж получилось, что стремление Церкви облегчить христианам переход к строгому посту с помощью своеобразного "полупоста" обернулось стойкой традицией вволю нагуляться перед постом. Как совместить православные предписания и народную традицию - каждому решать самому. Наверное, тут-то и может помочь критерий афонского монаха: что приближает человека к Богу, а что отдаляет.
А еще есть на этот счет сказанные очень давно, но по-прежнему актуальные слова святителя Тихона Задонского: "Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно... Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина".
Но при всем том не к унынию, конечно, призывает Церковь и в эти дни. Ведь Христос так учил: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися".