А потом "Ротор" покатился по наклонной плоскости. Ярцев же, проработав около года в "Динамо", почти шесть месяцев оставался не у дел. Пути "Ротора" и этого тренера сошлись в минувшем декабре. И сразу же вокруг заговорили о том, что Ярцев якобы будет учить свою новую команду играть в "спартаковский" футбол. Сам Георгий Александрович с этим категорически не согласен:
- У "Ротора" есть своя игра, свое лицо. И мою задачу я вижу в том, чтобы обогатить его какими-то новыми красками, добавить комбинационности, добиться от футболистов максимальной ответственности в игре. И ни в коем случае не ломать с ходу то, что уже есть. Команда имеет немалый атакующий потенциал, в ней собраны игроки, способные решать большие задачи, - из этого и надо исходить. Постараюсь применить на практике свои тренерские принципы - коротко их можно определить как универсализацию игроков с максимальным использованием их сильных качеств. Идея не нова - голландцы ее предъявили миру четверть века назад. Но с тех пор никто ничего лучшего пока не придумал.
- И все-таки перемены в "Роторе", очевидно, будут?
- Конечно: многое я вижу по-своему, делаю перестановки в составе, некоторым футболистам уже поменял амплуа. Беркетова, к примеру, считаю одним из лучших в России игроков оборонительного плана. Понимаю, что душа его рвется вперед, он хочет забивать голы, - но в интересах команды ему гораздо лучше играть в глубине поля.
- Какие аргументы убедили вас в решении принять команду, находящуюся в глубоком кризисе?
- Знаете, я к "Ротору" всегда относился с большим уважением. Немногие клубы в нашей стране могут похвастаться тем, что достаточно часто и небезуспешно выступали в Европе. А пройти европейскую "терку" и сохранить в составе людей, имеющих опыт таких матчей, - это уже дорогого стоит. От президента клуба Владимира Горюнова, который при первой же встрече без прикрас обрисовал мне положение дел в клубе, я получил карт-бланш на работу, в которую никто посторонний не будет вмешиваться. Это и был самый убедительный аргумент, который перевесил все остальные соображения.
- Конкретную задачу Горюнов перед вами поставил?
- У клуба есть очень хорошая инфраструктура. Есть талантливые ребята в дубле, в клубном интернате, которые в предыдущие годы практически не имели шансов пробиться в основной состав. Предстоит тщательно просмотреть все внутренние резервы, определить тех игроков, кто уже сегодня или в ближайшем будущем способен помочь "Ротору". В этом году мы сделаем ставку на собственные силы. Если бросить все ресурсы на приобретение опытных игроков, которые могут дать немедленный результат, молодое поколение волгоградского футбола еще раз будет отодвинуто в тень.
- В каком состоянии вы нашли команду?
- Посыпать голову пеплом и говорить, что в "Роторе" сплошная разруха, было бы в корне неверно. Но психологическое состояние игроков, естественно, далеко не лучшее. Да и как может быть иначе, когда команда весь год катилась по наклонной плоскости и даже стояла на вылет, а в клубе были серьезнейшие проблемы? Поэтому я четко обозначил свою позицию на первом же собрании. Сказал футболистам: все, что было до моего прихода в "Ротор", меня мало интересует, будем смотреть вперед. Много беседовал и с ветеранами, и с молодежью, стремясь вывести их из подавленного состояния, настроить на плодотворную работу. Кажется, это дало свои плоды - по крайней мере, на тренировках и в контрольных матчах ребята выглядят уверенными в себе.
- В январе "Ротор" покинул его лидер Олег Веретенников. На ваш взгляд, это - большая потеря или он уже исчерпал себя в волгоградском клубе?
- Однозначно - потеря. Олег для "Ротора" был не просто ключевым игроком - культовой фигурой. Он произвел на меня самое лучшее впечатление, и, прощаясь, я сказал, что в "Роторе" его всегда ждут, его право выбора момента возвращения остается за ним. Веретенников - личность, а я люблю работать именно с такими игроками. Веретенников - лидер, который тащил "Ротор" порой в одиночку. Что ж, теперь на первые роли пора выходить молодым. Им надо понять, что перекладывать ответственность больше не на кого, надо самим "тянуть лямку", отвечать за результат.
- Как правило, новый тренер приводит с собой помощников, разделяющих его понимание футбола. Вы же на это не пошли. Почему?
- Меня вполне устраивают те тренеры, которые есть в клубе, - Владимир Файзулин, старожил "Ротора", и Андрей Федоровский, работавший с дублем. Они прекрасно знают коллектив, преданы команде, готовы понять и принять мои идеи, мой взгляд на игру. Их профессионализмом, нашим взаимопониманием я вполне доволен. Единственное, что счел нужным поменять, - пригласить тренера вратарей. Звал Алексея Прудникова, но он связан контрактом с корейским клубом. Тогда возникла кандидатура Михаила Бирюкова - мне всегда импонировала его манера, а посмотрев несколько занятий, которые он провел с нашими голкиперами, убедился в том, что сделал правильный выбор. Теперь у Андрея Чичкина, которого считаю одним из самых талантливых молодых вратарей России, и его партнеров - Фролкина и Пчелинцева - появилась возможность прибавлять в игре под руководством столь опытного во вратарском деле наставника.
- Сейчас, по прошествии двух месяцев напряженной работы, сможете ответить на вопрос: способен ли будет "Ротор" в чемпионате-2000 показать серьезный результат или команда будет второй год подряд бороться за выживание?
- Пока я не готов к тому, чтобы говорить о задачах на сезон, конкретных местах, которые мы намерены занять. Чудес не обещаю, но твердо уверен в одном - мальчиками для битья мы не будем. Говорю так потому, что вижу у игроков искреннее желание исправить провал минувшего сезона, вижу их хороший настрой, понимание требований тренерского штаба, вижу прогресс с каждой тренировкой, с каждым теоретическим занятием, к которым ребята проявляют неподдельный интерес. Это, кстати, тоже хороший показатель - ведь чем больше в команде думающих футболистов, тем интереснее и конструктивнее ее игра. И есть ведь еще такое чувство, как тренерская интуиция...