Под редакцией международного мастера Максима Орлинкова
Сегодня мы закончим рассказ о супертурнире, недавно прошедшем в голландском Вейк-ан-Зее. Сначала о тех, кому турнир не удался. Чемпионка мира китаянка Цзюй Вэньцзюнь, Александр Донченко (Германия) и «хозяин поля» Макс Вармердам, значительно отстающие от остальных участников по рейтингу, были словно уготованы на роль «поставщиков очков». И, в конце концов, с этой ролью справились. Однако все не столь просто. Так, Вармердам, занявший в итоге последнее место, в начале и середине турнира показывал очень творческую игру. Но вдруг, имея после восьмого тура (как, кстати, и будущий победитель турнира китайский гроссмейстер Вэй И) 50-процентный результат, рассыпался, проиграв последние пять поединков. Конечно, свое-образным триггером стало поражение от Пархама Магсудлу. В этой партии Макс, применивший новую идею в довольно экзотическом гамбите Шара — Геннига, уже к 13-му ходу получил выигранную позицию, но в итоге даже уступил, настолько эффект-но, насколько и нелепо, будучи в какой-то момент с лишним ферзем. Интересно, что иранского шахматиста эта «свалившаяся с небес» победа не вдохновила, и в оставшихся турах он получил еще два прокола. Конечно, Магсудлу в дележе предпоследнего места никто увидеть не ожидал, как, впрочем, и победителя Вейка-2022 голландца Йордена ван Фореста. Но, естественно, главным разочарованием стал результат действующего чемпиона мира Дин Лижэня.
Похоже, что победа в матче с Яном Непомнящим стала для него сильнейшим стрессом и действительно серьезно повлияла на здоровье. Дин Лижэнь напоминает лишь бледную тень самого себя доковидных времен, когда он подчас смотрелся ничуть не хуже Карлсена. К сожалению, немногим лучше дела и у его недавнего соперника в борьбе за шахматную корону. Пусть в принципиальном поединке Ян и обыграл Дин Лижэня, а также в хорошем стиле взял верх над одним из победителей — Нодирбеком Абдусатторовым (Узбекистан), больше похвастать Непомнящему нечем — он показал лишь 50-процентный результат.
Двойственное впечатление оставила игра Алирезы Фируджи (Франция), которому было здесь что доказывать. Наверное, успехи в по-единках с Дин Лижэнем и Непомнящим, победителем турнира Вэй И весят больше, чем неожиданные поражения от разделивших предпоследнее место Цзюй Вэньцзюнь и Донченко. Но: «результат на табло», а это дележ 5-7-го места, пусть и в неплохой компании коллег по будущему турниру претендентов. Коллеги — индийские шахматисты Рамешбабу Прагнанандха и Сантош Видит -выглядели на этом турнире пришельцами с других элитных «круговиков», где процентов 80 ничьих считаются нормой. Так, юный Рамешбабу, действуя не по годам солидно, собрал целых 11 «половинок» при двух победах. В Вейке так играть нельзя, конечно, если хочешь взять главный приз.
Что касается его более опытного соотечественника, следует отметить: за последние несколько лет Видит как-то незаметно стал шахматистом элиты. Вероятно, положительно влия-ет конкуренция с молодежной тройкой (Прагнанандха, Гукеш, Эригайси), на фоне которой он, 29-летний, смотрится аксакалом (почти Анандом). Видит также играл довольно сдержанно, обходясь, скажем так, без ненужных поражений, а в предпоследнем туре очень классно переиграл лидировавшего Абдусатторова и сам стал одним из лидеров. Увы, в заключительном раунде Видиту не повезло, его соперник Вэй И сыграл против него, вероятно, лучшую партию всего турнира. «Призы за красоту» сейчас присуждать не принято, и давайте считать, что этим призом для Вэй И стала победа во всем турнире. Она далась ему очень нелегко, ведь Вэй И долгое время пребывал в тени, находясь после восьми туров лишь на 50-процентном рубеже. Но в последних раундах китайский шахматист резко прибавил, набрав 4,5 очка из 5. Вместе с Абдусатторовым, Анишем Гири (Голландия) и третьим индусом — участником турнира претендентов Доммараджу Гукешем, также выигравшими «по заказу» свои заключительные поединки, он разделил по итогам основной части турнира 1-е место, а затем стал сильнейшим на тай-брейке. Вэй И, Абдусатторов, Гукеш были еще и самыми бескомпромиссными участниками, одержав по шесть побед при двух поражениях. Нельзя не отметить, что все победители очень успешно сыграли против аутсайдеров (Гукеш вообще потерял лишь пол-очка), а те, кто сделать этого не сумел, довольствовались более низкими местами. Собственно, разница между элитными и сильными гроссмейстерами не столь велика и проявляется, как правило, на фоне усталости. В заключительных раундах соревнования «просел» не только Вармердам, но и другие аутсайдеры, пусть и не так явно. То есть кому-то из фаворитов, быть может, немного не повезло с жеребьевкой. Что ж, Вейк-ан-Зее — 2024 в очередной раз подарил болельщикам настоящий праздник шахмат с большим количеством ярких результативных партий, лихо закрученной интригой и непредсказуемым результатом. И к тому же поставил много вопросов, в частности о готовности некоторых участников к турниру претендентов.
В заключение скажем, что Карлсен, как и его еще более знаменитый почти однофамилец из книги Астрид Линдгрен, улетел (то есть не играл), но обещал вернуться в будущем году и, цитируем оригинал, «надрать всем:(пусть будет несколько иначе) уши». Посмотрим.