Как вам такое новшество? Производители молока решили указывать на упаковках не объем продукции, а ее вес
Спросите, какая разница? Да простая: плотность молока выше, чем у воды, а значит, в одном килограмме по факту будет меньше 1000 мл. Интересный вопрос: насколько меньше?
Из школьного курса физики следует, что плотность натурального молока, согласно ГОСТу, должна составлять не менее 1027 кг/м3. И чем жирнее молоко, тем плотнее оно становится. А это значит, что в 1 кило продукта будет в лучшем случае 973 мл молока, а то и меньше.
Яркий пример шринкфляции — снижения производителем объема, количества или веса товара в упаковке при сохранении или непропорционально малом снижении цены. Впрочем, наша торговля знает примеры куда более смелых экспериментов с весами и объемами.
Процесс такого лукавого повышения цен начался в период коронавирусной пандемии. На полках супермаркетов появились сахар и крупы в таре весом сначала 950, а потом и вовсе 900 граммов. С молоком та же история: объем упаковки уменьшился, у ряда брендов — до 930 мл. И эта самая шринкфляция катком прошлась по всему рынку: уменьшился вес и объем всех основных продуктов питания, начиная от сливочного и подсолнечного масла и заканчивая плитками шоколада, соками, чипсами и пивом. Негласный стандарт упаковки подсолнечного масла сейчас составляет 900 мл, пива — 450 мл, сливочного масла — 180 г. Процесс облегчения шоколадок продолжается до сих пор, в продаже вы встретите плитки весом 85 г.
А помните эксперимент по уменьшению количества яиц в стандартной упаковке до девяти штук? К счастью, «девятки» не прижились, зато упаковки по шесть яиц стали обыденностью. А теперь вот и молоко в граммах...
Производители считают такой переход из одних единиц измерения в другие удачной маркетинговой находкой, позволяющей замаскировать уменьшение объема продукта в условиях подорожания сырья. Цифра «1» на упаковке молока ассоциируется с литрами. Все остальное — тест на внимательность. Производитель вроде бы никого не обманывает, просто пишет про килограммы мелким шрифтом.
По словам доцента Российского экономического университета Светланы Казанцевой, подобные «маленькие хитрости» помогают сохранять рентабельность производства без повышения отпускных цен. «За последние два года оптовые цены на сырое молоко выросли в среднем на четверть. У молочных комбинатов не так много вариантов реагирования на подорожание сырья: либо повышать отпускные цены, либо идти на уловки. Недостачу в 30 мл продукции в упаковке не заметит ни одна хозяйка, а в масштабах большого производства, где ежедневно перерабатываются десятки тысяч литров молока, 3% экономии — серьезная цифра».
При этом шринкфляция законна. Ведь производитель указывает на упаковке информацию, соответствующую действительности, придраться здесь не к чему. Просто нужно понимать, в какое время мы живем, и внимательно следить за тем, что покупаем. Но это, к сожалению, возможно далеко не всегда, поскольку покупки слишком часто совершаются на бегу, второпях, а нестандартный вес и литраж товаров обнаруживаются дома у холодильника, когда возмущаться поздно.
Справедливости ради заметим, что массовой замены литров на килограммы еще не наблюдается, все впереди. Если результаты продаж подтвердят правильность нынешних маркетинговых экспериментов, переход от объема к массе не займет у производителей много времени. И тогда можно будет услышать робкую просьбу в каком-нибудь сельмаге: «Налейте мне килограмм молока!»