Сограждане по несчастью

Россияне вошли в топ-3 самых несчастных потребителей Европы

Это оценка не европейская, а отечественная, но по общемировым критериям. Автор - один из самых авторитетных российских вузов – НИУ Высшая школа экономики, которая на основании репрезентативного опроса населения посчитала «Индекс потребительской уверенности» россиян и сделала невеселый вывод: пережив самый продолжительный с 1990-х период падения реальных располагаемых доходов и столкнувшись с рекордной за 6 лет инфляцией, наши граждане погрузились в депрессию и тоску.

То есть, это не реальное состояние бедности или богатства, а оценка своего материального положения сегодня и перспектив на ближайшее будущее. Результаты опроса: у 39% участников в течение последних 12 месяцев ухудшилось материальное положение и лишь 9% ждут изменений в лучшую сторону. 58% «негативно» оценили ситуацию в российской экономике и только 11% считают, что она улучшится в ближайший год, тогда как 43% ждут дальнейшего движения вниз.

Как говорится, все познается в сравнении, но, увы, нам уже почти не с кем себя сравнивать: из 24 европейских стран, участвовавших в исследовании, «хуже российского» настроения лишь у словенцев и греков. А в лидерах не только привычные Швеция, Дания и Финляндия, но и Литва (пятое место). Вполне оптимистично смотрят в настоящее и будущее не только страны Западной Европы, но и Польша с Эстонией, Чехия с Хорватией. А в России, как сказано в отчете, «совокупные макроэкономические ожидания участников опроса опустились в диапазон наиболее пессимистических значений за весь период наблюдения: хуже люди оценивали перспективы экономики лишь дважды – в первом квартале 2009 года, на фоне глобального финансового кризиса, и в четвертом квартале 2020-го, в разгар пандемии.

Директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович подчеркивает: «Примечательно, что это произошло на фоне необычайно благоприятной официальной статистики». И в самом деле: только что Росстат объявил о рекордном росте реальных доходов россиян в 2021 году (3,1%) в сравнении с 2020-м. «Увеличение оказалось максимальным за последние восемь лет», – радуются госчиновники. Но независимые эксперты напоминают, что в прошлом году даже по официальным данным доходы населения упали на 3,5% – то есть, общий «минус» составил 0,4%. К тому же реальная инфляцию-2021 – не по лукавой корзине Росстата, а по реальному потреблению домохозяйств – достигла18%, сообщают эксперты «Ромира».

Да и в официальную цифру объявленного роста реальных доходов на 3,1% верится с трудом. Официальная статистика сравнивает нынешний «взлет» с 2013 годом, когда рост был выше – 4%. И даже при переводе тогдашней зарплаты из рублей в доллары это был рекорд: 906 «зеленых» в месяц. Однако уже через год после падения курса рубля наша сумма прописью рухнула до 581 доллара. И с тех пор прыгает вверх-вниз, постепенно приближаясь к уровню 2012 года, то есть на десятилетие назад. Росстат оправдывается: мол, это народ «неправильно считает». И действительно, три года назад главное статистическое ведомство страны скорректировало методику расчета денежных доходов населения – и теперь показатели до 2014 года, посчитанные по старой методологии, не сопоставимы полностью с новыми цифрами.

Спрашивается: кто же мешает статистикам составить единую таблицу за весь российский период, начиная с 1992 года? Но с одним условием: чтобы без вранья. И с объяснением: почему в мировой статистике Россия по объему экономики числится на 6-м месте (еще недавно была на 5-м, а нынче Индонезия дышит в затылок), по производству ВВП на душу населения на 39-м (ниже Литвы, Эстонии, Латвии, Чехии, Польши, Словакии и других держав), а по уровню оплаты труда – аж на 54-м месте? Кто же слизывает с нашего бутерброда почти все масло?

Или это лишь в цифрах что-то не так?