Киберпонедельники взять да отменить

Итоги очередной интернет-распродажи для большинства ее участников оказались провальными. Тревожный звонок для потребительского рынка

Россияне проспали киберпонедельник: итоги очередной интернет-распродажи для большинства ее участников оказались провальными. Это тревожный звонок не только для набиравшей популярность российской интернет-торговли, но и в целом для потребительского рынка.

Как сообщили в Ассоциации компаний интернет-торговли, в рамках последней традиционной акции приобретено товаров и услуг на 2,5 млрд рублей, что вдвое меньше, чем год назад. Средняя посещаемость виртуальных магазинов, где «в этот понедельник все было почти даром», выросла лишь на 25-30% по сравнению с обычным будним днем, а общая аудитория акции едва перевалила за 1,5 млн человек. Налицо отступление с завоеванных ранее позиций. С чем оно связно?

Провал киберпонедельника обусловлен как минимум тремя вескими причинами. Во-первых, в конце прошлого года все крупные торговые сети устраивали бесконечные распродажи. Они начались с «черной пятницы» (24 ноября) и не прекращались до конца декабря. Да и в новогодние праздники интернет пестрел спецпредложениями — судя по всему, остались горы нереализованных товаров.

Во-вторых, в этом киберпонедельнике не участвовали некоторые значимые интернет-площадки. Среди них оказались крупные сети, значение которых для интернет-торговли в нашей стране трудно переоценить.

В-третьих, россияне устали от распродаж, сопровождающихся особо навязчивой рекламой. Ведь чаще всего за обещанными скидками скрывается или банальное желание избавиться от неликвидного товара, или прямой обман, когда в ночь перед акцией цены на товар взлетают до небес, а потом от них назначают скидки. Про такое переписывание ценников знают уже все. Впрочем, были и исключения. Представитель одного из крупнейших в стране ретейлеров бытовой техники и цифровой электроники заявил, что для его сети распродажа прошла вполне удачно: трафик интернет-магазина вырос на треть, а покупок клиенты сделали почти вдвое больше, чем в прошлом году. Чаще всего брали телевизоры, смартфоны и аксессуары к ним, мелкую бытовую технику (микроволновки, пылесосы, блендеры, увлажнители). А вот спрос на планшеты год от года неизменно снижается.

Из других категорий товаров, которые пользовались спросом, можно выделить разнообразный инвентарь для активного зимнего отдыха — от лыж и коньков до санок и «ватрушек». Также хорошо продавались разнообразные товары для ремонта: пилы-болгарки, дрели, шуруповерты, шлифмашины, электролобзики и т. п. Что делать — падение доходов многих заставляет рукодельничать.

Наибольшую активность на распродаже традиционно проявили пользователи из Москвы и Московской области — на их долю пришлось больше четверти всех покупок. Санкт-Петербург и Ленинградская область уступили второе место Республике Татарстан.

По сравнению с прошлым годом практически не изменился портрет участника интернет-распродажи. В 68% случаев это женщина в возрасте от 18 до 34 лет, проживающая в крупном городе и имеющая доходы на уровне представителя среднего класса. А наименее часто встречающийся на распродаже персонаж — это одинокий мужчина в возрасте старше 45 лет и с высшим образованием. Видимо, у последних выпускников советских вузов в кармане, кроме диплома, ничего не осталось...