Скандальное открытие тайны

В Берлине стартовал кинофестиваль

Вчера состоялось открытие 67-го Берлинского кинофестиваля. Судить основной конкурс будет жюри во главе с Полом Верховеном (чей фильм «Она» недавно прошел в российском прокате, Изабель Юппер, успела получить за главную роль в нем «Золотой глобус» и теперь претендует на премию «Оскар»). Директор Берлинале Дитер Косслик выбрал для открытия картину «Джанго» известного сценариста и продюсера Этьена Комара («О людях и богах», «Мой король»). Эта биографическая лента посвящена прославленному музыканту – пионеруевропейского джаза и цыганского свинга ДжангоРейнхардту (Реда Катеб), бежавшему из оккупированного немцами Парижа в 1943-м году. Жестокая история выживания в экстремальных обстоятельствах оснащена в фильме мощным потоком музыкальных сочинений Джанго.

В официальный конкурс избраны режиссеры почтенные, культовые – и совсем новенькие. Совершенно очевидно, что киноманы мира более всего ждут новый фильм гениального финского меланхолика Аки Каурисмяки «Другая сторона надежды».

Кадр из фильма «Другая сторона надежды»с сайта kinopoisk.ru

Пропавший из виду после ошеломительно тонкого и целомудренного «Гавра», этот режиссер вновь возвратился к сюжету о беженцах. Но если в «Гавре» мы следили за судьбой африканского подростка, переправленного к его матери в Лондон благодаря добронравным французам, то теперь Каурисмяки озабочен проблемами иракских и сирийскихбедолаг. Действие фильма происходит в портовом городке на границе Швеции и Финляндии. Поклонники режиссера смеют надеяться, что последний опус не будет похож, как уведомил Каурисмяки, только «на суп, в котором варятся и другие мои фильмы».

Ветеран немецкого кино Фолькер Шлендорф появится в конкурсе с фильмом «Возвращение в Монток» (по повести Макса Фриша).

Кадр из фильма «Возвращение в Монток»с сайта kinopoisk.ru

Эту историю стареющего европейского интеллектуала, озабоченного неразрешимыми вопросами о смысле своей жизни, разыграют выдающийся шведский актер Стеллан Скаргард, игравший у Ларса фон Триера, и крепкая немецкая актриса Нина Хосс. Другой заслуженный автор в истории кино – АгнешкаХолланд – покажет криминальную драму «След зверя» (по мотивам триллера польской писательницы ОльгиТокарчук). Холланд заинтересовала неожиданная потребность пенсионерки, решившей – возможно от переизбытка свободного времени – выследить убийцу ее соседей. Румын Кэлин Питер Нецер, хоть и не имеет репутации выдающегося режиссера, как его сограждане-коллеги Кристи Пую и Кристи Порумбою, все же стал любимцем Берлинале, завоевав «Золотого медведя» за свой прошлый фильм «Поза ребенка». Теперь предстоит увидеть премьеру его картины «Ана, моя любовь» – мелодраму о парочке влюбленных, хотя не исключено, что Нецер этот жанр и усложнит, и даже поколеблет.

Англичанка Салли Поттер привезет в Берлин «Вечеринку», сюжет которой разворачивается в реальном времени. Такой прием понадобился режиссеру, чтобы запечатлеть встречу разных людей в честь повышения по службе героини по имени Дженнет в ее лондонском доме. Приятная поначалу затея оборачивается внезапным жесточайшим скандалом, вспыхнувшим между хозяйкой и гостями, перед которыми открылась некая тайна. Чилиец Себастьян Лелио – большойспециалист в запечатлении женских образов. Актриса, сыгравшая в его прошлом фильме «Глория» немолодую, сексапильную и неотразимую героиню, получила на Берлинале приз «за главную женскую роль». В новом фильме «Фантастическая женщина» Лелио, вероятно, наступит на те же грабли (или все-таки не наступит?), не желая предавать свое влечение к женским характерам.

Ни один из первоклассных кинофестивалей не обходится в главном конкурсе без документальных, а порой и анимационных лент. За «документ» на Берлинале ответит «Бойс» Андреаса Файеля, в котором несведущим зрителям расскажут о художнике Йозефе Бойсе, грандиозной фигуре постмодерна, акционисте и авторе знаменитых, вошедших во все учебники по актуальному искусству перформансов. За анимацию в конкурсе ответит китаец Лю Цзянь, который работал над фильмом «Хорошего дня» три года почти в одиночку, разрабатывая свое воображение, визуальные эффекты и черный юмор для философской притчи.

В престижной программе BerlinaleSpecial будет показан любопытный для российских зрителей фильм «Реквием для миссис Джей» сербского режиссера Бояна Вулетича – копродукция Сербии, Болгарии, Македонии и России. От России в проекте участвовал Александр Роднянский, поддержавший одаренного автора, нетривиальную идею фильма и актуальный социальный контекст. В центре этой черной сатирической, однако, судя по слухам, жизнеутверждающей комедии – обыкновенная сербка, переживающая кризис идентичности в эпоху социальных перемен, смены социалистических ценностей и экономического кризиса.

В программу «Панорама» отобран российско-польско-грузинский фильм Резо Гигинеишвили «Заложники» о захвате террористами самолета, летевшего из Тбилиси в Ленинград. Семь молодых людей (включая одну женщину) собирались в 1983-м году рвануть из СССР в США, однако спецназ оказался начеку. В результате операции погибли пилоты, два пассажира и два несостоявшихся беженца. Реальная основа сценария побудила режиссера снять, по его словам, прямо- таки «античную трагедию». Поглядим – оценим. Пока же интригует, что роль одного из террористов сыграл известный сценарист и режиссер Ираклий Квирикадзе.

Сенсацией Берлинале обещает стать незаконченный фильм знаменитого австрийского режиссера Михаэля Главоггера, умершего во время съемок в Африке от лихорадки, «Без названия» (проект был завершен его монтажером Моникой Уилли). Главоггер, один из главных авторов европейского документального кино, снимал эту картину в жанре путешествия по Балканам, Италии, Африке, намеревался отпустить на волю собственную интуицию и любопытство, и главное – отрешитьсяот любых предварительных оценочных суждений.

Безусловным хитом внеконкурсной программы станет «Трейнспоттинг 2» ( по роману Ирвина Уэлша «Порно») Дэнни Бойла, снявшего сиквел культового фильма «На игле». Действие его новой картины происходит через десять лет. Четверо старых друзей, сыгранные теми же актерами (Юэном МакГрегором, Юэном Бремнером, Джонни Ли Миллером и Робертом Карлайлом), вновь оказываются в ловушке опасных перипетий. Но теперь они касаются не наркотиков, а порнобизнеса. МакГрегор признается в интервью, что побудил на участие в этом сиквеле прежних, взыскательных к выбору ролей актеров, экстраординарный сценарий.

Наконец, во всегдашний социально-политический контекст Берлинале на сей раз вписаныспецпоказы документального фильма Аскольда Курова «Процесс» (Эстония - Польша - Чехия), посвященного Олегу Сенцову. Нетрудно догадаться, что вокруг картины вспыхнут политические споры… на дело Сенцова, осужденного в России по статье «терроризм», существуют весьма различные точки зрения.