Горячо, еще горячее...

«Матильда» наступает на исторические грабли

Странный конфликт вокруг фильма «Матильда» вступил в горячую фазу: после артподготовки, проведенной неугомонной Натальей Поклонской, православные активисты публично пообещали поджигать кинотеатры, где будут показывать эту ленту Алексея Учителя. Между прочим, «поджигатели» вдохновляются гневными высказываниями некоторых видных деятелей церкви, которые еще до выхода «Матильды» заклеймили фильм как безбожный и безнравственный. Дело дошло до того, что в конфликт вмешался Кремль. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что государство будет жестко реагировать на угрозы режиссеру Учителю, включая те, что поступают от «анонимных экстремистов».

По словам Пескова, Алексей Учитель действительно подвергается нападкам со стороны организации «Христианское государство — Святая Русь». Пресс-секретарь президента уточнил, что в Минюсте такая организация не зарегистрирована, они не имеют статуса...

Ну, бьют-то, как говорится, не по статусу, а по лицу. Для того чтобы уничтожать музейные экспонаты, скандализировать выставки, запрещать спектакли или фильмы, ни статус, ни регистрация не нужны, и мы в этом неоднократно убеждались. Достаточно преисполниться праведным гневом, почувствовать себя силой, верить в свою правоту. Все войны начинаются с этого. И никто в такой момент не вспоминает предупреждение философа о том, что «дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и пpавое дело».

Фильм «Матильда», посвященный отношениям балерины Матильды Кшесинской и императора Николая II, вызвал резкую критику со стороны православных активистов и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Она уже полгода борется с лентой с помощью Генпрокуратуры РФ, куда обратилась с требованием проверить сценарий и финансирование картины. Прокуратура не нашла нарушений, но Поклонскую такой ответ не устроил, она написала генпрокурору новое заявление.

И получила отповедь со стороны другого нашего видного режиссера Павла Лунгина, снявшего в свое время фильм «Остров» — философский, глубоко православный: «Это люди очень дурно и мало образованные, ничего не читавшие, ничего не знавшие, которые живут во власти, так скажем, каких-то начетнических истин и часто бывают манипулируемыми какими-то другими, более умными. Ну, мало ли, что она депутатка. Ну и что? У нас каждая кухарка может управлять государством. Ну и что делать?» Лунгин — один из 50 кинематографистов, подписавших письмо в защиту фильма Алексея Учителя.

Режиссер «Матильды» в свою очередь тоже написал два заявления в Генпрокуратуру с просьбой оградить творческий коллектив, снимавший картину, от клеветы Поклонской и от экстремистов. Поклонская утверждает, что ей поступило 20 тысяч обращений от граждан, считающих себя оскорбленными фильмом (которого, напомним, никто не видел). Деятели культуры считают своих оппонентов мракобесами, а те тоже за словом в карман не лезут, трактуя события в свою пользу. Например, высказывание Дмитрия Пескова о недопустимости действий экстремистов на православных ресурсах истолковали так: «В Кремле призвали режиссера «Матильды» к ответственности» («Русская народная линия»).

Наконец, пресс-секретарь президента призвал участников спора обсудить картину после того, как она будет готова, и заметил, что анонимные угрозы, которые поступают создателям «Матильды», недопустимы. И тогда РПЦ постаралась снизить накал. «Угрозы и экстремистские заявления о фильме «Матильда», которые были высказаны называющими себя православными организациями, не имеют отношения к позиции Русской православной церкви, — заявил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. По его словам, реакция на фильм не должна выходить за рамки закона, сопровождаться какими-то угрозами и экстремистскими призывами. «Самым правильным в данной ситуации является способность слышать друг друга, проявлять такт и уважение как к чувствам верующих людей, так и к творческой свободе художника», — заключил Кипшидзе.

Лучше поздно, чем никогда, но конфликт противоборствующих сторон уже достиг той степени, когда им не нужны ни благие призывы, ни аргументы оппонентов. Они не хотят другу друга слышать, и это самое опасное. А фильм между тем выйдет в свет ровно в годовщину революции — в октябре 2017 года. И это плохая идея, как ни крути.

Исторические споры — это всегда вопрос источников. И, конечно, выбор источника демонстрирует нравственность, порядочность, профессионализм авторов художественного произведения. Довольно дико, на мой взгляд, обсуждать фильм, который никто не видел. Но трейлеры-то однозначно показывают уровень понимания авторами той истории, которую они затронули. Образцовый семейный союз Николая II и Александры Федоровны до такой степени раздражал современников, такие ушаты клеветы вылиты на венценосных супругов, что до сих пор в них можно выловить что угодно. Вопрос — стоит ли? Искренне верующий, честный, добрый человек, прекрасный семьянин, император был белой вороной в обществе интеллигенции Серебряного века, которая ему ничего не прощала, а особенно — нравственной высоты. Похоже, и до сих пор эта чистота не дает кому-то покоя. Вытаскивать юношеское увлечение наследника, который стал царем-мучеником и в глазах многих является святым?.. Но прокуратура тут ни при чем. Это вопрос совести.

Не понравился рекламный ролик? Так не ходите на фильм, не голосуйте за него рублем, не дарите ему свое время. А любителям оскорбляться не худо бы помнить: Бог поругаем не бывает. «Отойди от зла, сотвори благо». Если дорог мир в душе и в стране.