Корбюзье регионального значения

Глава Фонда Ле Корбюзье Антуан Пикон попросил власти Москвы и Минкультуры не строить небоскреб вплотную к зданию Центросоюза - памятнику работы великого зодчего

Московская градостроительная политика неожиданно отозвалась скандальным эхом в... Париже. Как стало известно активистам движения «Архнадзор», президент Фонда Ле Корбюзье Антуан Пикон обратился к мэру Москвы и министру культуры России с призывом не позволить построить в Москве небоскреб вплотную к всемирно известному памятнику работы великого зодчего. В письме, присланном из Франции, господин Пикон подробно изложил резоны, по которым крайне нежелательно возводить 14-этажный деловой квартал площадью 15 тысяч квадратных метров в непосредственной близости от здания Центросоюза. Это единственное в России сооружение, возведенное по проекту Ле Корбюзье.

Ныне принадлежащее Росстату строение занимает участок между Мясницкой улицей и проспектом Академика Сахарова. Этот комплекс, возведенный в 1928-1936 годах при участии советского зодчего-конструктивиста Николая Колли, — самая крупная постройка великого архитектора в довоенной Европе.

Еще недавно хранители Фонда Ле Корбюзье и московские градозащитники питали надежды на то, что элегантное здание на Мясницкой улице Москвы пополнит список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Перспектива грубого вторжения в архитектурный ландшафт, окружающий шедевр 1930-х, фактически ставит крест на этих планах. Правда, действия столичных властей уже не раз ставили под сомнение их желание видеть Москву в почетном перечне. Как иначе следует воспринимать установку в буферной зоне Московского Кремля — еще одного памятника из свода ЮНЕСКО — гигантской статуи святого Владимира? Несоразмерная архитектурному окружению фигура ростом с шестиэтажный дом «задавила» небольшую площадь и превратила великолепный Пашков дом, который называют самым красивым зданием Москвы, в боковую кулису неудачного бронзового монумента. Требования комиссара ЮНЕСКО, посещавшего Москву в связи с решением вопроса о памятнике, уменьшить его размер было выполнено лишь отчасти. Хотя менее года назад Россия уже получила «черную метку», когда на сессии ЮНЕСКО прозвучала угроза исключить из Списка Всемирного наследия ансамбль Соловецкого монастыря, где при строительстве нового здания музея допущены грубые нарушения высотного режима...

Однако, кажется, официальные «охранители» историко-архитектурного наследия в России не желают учиться на собственных ошибках. Теперь они готовы вновь наступить на те же грабли. Коммерческо-деловой квартал близ Дома Корбюзье планируется «украсить» высотным зданием. Сосед ростом 58 метров грозит испортить визуальное восприятие памятника. Созданный знаменитым швейцарцем в «интернациональном стиле» ансамбль имеет 8 этажей, то есть около 30 метров высоты. На фоне гигантской «свечки» шедевр модернизма покажется картонным макетом, хотя по своим временам это было грандиозное сооружение.

К тому же ради элитных хором с небоскребом планируется снести находящиеся рядом с памятником два здания конца XIX века, а ведь они ценны и сами по себе, и служат Дому Центросоюза удачным фоном. При создании проекта архитектор учитывал взаимодействие комплекса с дореволюционным жилым окружением — средовым контекстом. Но именно на этот участок, примыкающий к территории постройки Корбюзье, теперь претендуют девелоперы. На это в своем письме в Москву обратил внимание и Антуан Пикон: «Сегодня, когда ценность архитектурного наследия Ле Корбюзье получает признание ЮНЕСКО, мы находим весьма прискорбным тот факт, что защитный режим одного из важнейших его произведений, и единственного в России, не распространяется на два исторических здания, оттеняющих его масштаб и его значимость в городском ландшафте».

Вероятное «сокращение охранной зоны Дома Центросоюза» не на шутку беспокоит Фонд Ле Корбюзье в Париже. И оно же может стать причиной для прекращения всяких разговоров о том, чтобы московский шедевр был причислен к сокровищнице мировой архитектуры по версии ЮНЕСКО. «Было бы весьма жаль, если бы решение подвергнуть кардинальным изменениям буферную (охранную) зону, которой в настоящее время располагает здание Центросоюза, стало препятствием к потенциальному внесению Россией этой постройки в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО», — так завершает господин Пикон свое обращение к московским властям. Ответа пока нет — лишь невнятные отписки из депкульта, которые можно интерпретировать и так и эдак, и заверения Минкульта в непричастности к скандальному строительству.

Напомню, в 2016 году сразу 17 построек Ле Корбюзье в семи странах — от Франции и Германии до Аргентины и Японии — в составе единой транснациональной номинации были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В перечень кандидатов на престижный список вошло и здание Центросоюза. Инициатором и координатором всего процесса стал авторитетный парижский Фонд Ле Корбюзье, созданный в 1965 году по замыслу самого архитектора. Фонд хранит архив мастера, творческое и рукописное наследие, а также ведет масштабные исследования и просветительскую деятельность. В задачи Фонда входит и надзор за сохранностью наследия великого архитектора в разных странах, включая Россию.

P.S. Правда, мешает невысокий — лишь региональный — статус объекта в российском реестре памятников. Отчего он таков — остается лишь гадать: здание Центросоюза входит во все учебники и энциклопедии архитектуры ХХ века. Но еще остается надежда на готовность российских властных структур идти навстречу. Что мешает им повысить охранный статус памятника до федерального, чтобы он вошел наконец в международную номинацию «Архитектурные произведения Ле Корбюзье»?