Главная Культура 22:44 10 Февраля 2016 2687
Драма на фоне моря

В Мариинском театре поставили самую странную оперу Верди

Сергей Бирюков

Неуемный Валерий Гергиев, которому уже мало трех сцен в Петербурге (теперь и Приморская опера во Владивостоке — филиал Мариинского, а скоро им станет и строящийся театр в московском Зарядье), кажется, на пути к фантастической цели — поставить все оперы Верди. Правда, публично Валерий Абисалович от этой задачи открещивается. Вот всего Прокофьева, говорит он, русский театр ранга Мариинки обязан иметь в репертуаре. Но Прокофьев — это «лишь» 8 опер. А одних только партитур Верди в афише петербуржцев уже 12. 5 февраля в это число вошло и одно из самых головоломных сочинений маэстро — «Симон Бокканегра».

Постановка этой оперы — всегда более чем премьера, а в какой-то степени манифест. Каковым она была и для самого Верди. Здесь композитор впервые сделал шаг от оперы шлягеров к опере-драме. Возможно, в 1857 году у него еще не было такого громадного композиторского опыта, который появился позже и через полтора десятка лет привел к кульминации в «Аиде», а через четверть века — в «Отелло». Пока же, в пору «Риголетто» и «Травиаты», вдруг отказавшись от ярких мелодических хитов в пользу музыкальных диалогов и декламации, он не был понят не только современниками, но многими последующими поколениями: «Бокканегра» ставится гораздо реже прочих вердиевских опер. Возможно, сказались и недостатки либретто, в котором, если по правде, крайне трудно разобраться во взаимоотношениях генуэзских кланов XIV века — кто из них что против друг друга имеет и за какие злодейства мстит, а на все это ходульнейшим образом наложен мотив внезапного нахождения потерянной дочери, совсем как в бразильских сериалах.

Успех постановки в огромной степени зависит от выбора исполнителя на роль титульного героя — бывшего пирата, а ныне дожа Генуи. Выстроить линию роли, где мало запоминающихся арий, но много речитативов и участия в ансамблях, под силу лишь очень мощному певцу и актеру. У Гергиева такой нашелся: Владислав Сулимский, чей яркий, хваткий баритон пронизывает партитуру нерушимым тембровым лейтмотивом. Достойным антагонистом ему предстал знаменитый итальянский бас Ферруччо Фурланетто в партии Якопо Фиеско — заклятого, но не лишенного благородства врага Симона. Голос гостя, будем откровенны, несет на себе следы возраста (ему 67 лет), и в некоторых прежних работах артиста (опера «Дон Кихот» в том же Мариинском или цикл Шуберта «Зимний путь» в Большом зале Московской консерватории) эта усталость связок, случалось, досаждала слуху. Однако в нынешней роли она удивительным образом сработала на образ мучимого сомнениями и жаждой мести старика. А актерское мастерство Фурланетто придало этой работе окончательную огранку.

Не потерялся в обилии низких мужских голосов и другой антагонист Бокканегры — богатый интриган Паоло Альбиани в исполнении Романа Бурденко. Роману удалось найти резкие, гротескные краски, выделившие эту партию и принесшие певцу заслуженные аплодисменты после большого монолога в начале второго действия.

Исполнитель роли лирического героя Габриэля Адорно Александр Михайлов обладает довольно броским тенором, но его интонация порой грешила неточностью. Виктория Ястребова (его возлюбленная Амелия, она же внезапно найденная дочь Симона Бокканегры Мария) пела в целом грамотно, однако ее сопрано показалось плосковатым и тяжеловатым там, где ему надо было легко взлетать к колоратурным верхам. А под конец представления — видимо, под влиянием сценического партнера, а может, просто от усталости — начала детонировать и она.

Главным же героем спектакля стал, на взгляд рецензента, его дирижер-постановщик. Вот ему Верди сделал бесценный подарок в виде богатой красками оркестровой партитуры с разнообразными звуковыми картинами моря, то спокойно-величавого, как во вступлении к прологу, то мерцающего таинственными ночными всполохами, как в первой картине первого действия, где так и кажется — вот-вот зазвучит колдовская баркарола из «Сказок Гофмана» Оффенбаха (которая появится на свет лишь через два десятилетия). Для Гергиева не проблема — сложнейшие пространственные эффекты, когда и хор, и часть оркестра (фанфары из второй картины) звучат из-за сцены, возникает ощущение, будто стены театра бесконечно раздвинулись и мы слышим саму вселенную.

Визуальный лейтмотив скромной на внешние эффекты, но очень колоритной, готически строгой постановки режиссера и сценографа Андреа де Розы (это перенос совместной работы двух итальянских театров — Ла Фениче и Карло Феличе) — безбрежный морской простор. Реальные видеокартины ночи, рассвета и заката на Лигурийском море достойно дополнили целостный образ спектакля.

В качестве послесловия добавим, что на следующий день удалось быть свидетелями другого крупного события в стенах Мариинки-2 — концертного исполнения «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Поднять две такие глыбы подряд — уже знак мощи театра. Так еще и в заглавной партии выступила международная звезда Альбина Шагимуратова, чье имя само по себе способно сделать аншлаг любому артистическому событию. Правда, сопрано Альбины, пожалуй, не вполне соответствует духу музыки бельканто, и доницеттиевы фиоритуры в ее интерпретации если и напоминали россыпь бриллиантов, то чуть тронутую песочком, приглушившим сверкание граней. Сходная претензия — к Евгению Акимову, исполнителю роли возлюбленного Лючии Эдгара. Он мог бы быть хорошим Альфредом или даже Ленским — если бы, конечно, всегда пел чисто. Но способности к легкому белькантовому полету его голос не обнаружил. Из двух солистов-теноров более стильным показался Михаил Латышев, исполнявший партию второго плана (начальник стражи Норман). Кстати, это первый ввод молодого певца в роль. Но, конечно, Гергиев прав, поставив его на эту относительно скромную партию — сил на большую роль ему пока явно недостаточно.

Зато очередную масштабную работу представил уже знакомый нам Владислав Сулимский: это Эштон, брат и главный супостат Лючии. С его фраз начинается опера, и можно сказать, что он своим темпераментом и ярким вокалом задал тон всему исполнению. А ведь еще три недели назад певец понятия не имел о том, что ему предстоит «Лючия» — об этом они с Гергиевым с улыбкой рассказали журналистам за кулисами. Ничего — выучил громадную сложную партию. Да и тот же Евгений Акимов только за последнюю неделю спел «Царскую невесту», записал «Летучего голландца», Реквием Верди... Может, этой загрузкой объясняются некоторые недостатки его пения? Как патриархальный рай вспоминаются на этом фоне рассказы Галины Павловны Вишневской о 1950-х годах в Большом театре, о том, как за два дня перед спектаклем артистам не то что петь — и разговаривать-то не рекомендовалось. Сегодняшние театры живут в совершенно другом ритме. Особенно — Мариинский.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9472
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7167
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?