Учите ребенка контролировать себя с детства

В поведении детей с трех лет заложены проблемы, которые у них будут, когда они станут взрослыми

По убеждению профессоров Дюкского университета штата Северная Каролина Терри Моффит и Авшалома Каспи, ребенок, которого в детстве не научили контролировать свои поступки, став взрослым, доставит и себе, и своим родителям много серьезных проблем.

Уже в трехлетнем возрасте по поведению ребенка можно определить возможные будущие отклонения в его поведении в обществе. К примеру, истеричность и отсутствие самоконтроля у детей в раннем возрасте предполагает расположенность к наркотикам и преступлениям. Неспособность анализировать последствия своих поступков приведет к финансовым трудностям, которые коснутся сбережений и домовладения, и к задолженностям по кредитной карте. Если ребенку не хватает упорства и терпения для выполнения простейших заданий, в будущем он рискует стать неудачником в личной, профессиональной и общественной жизни.

Эти выводы были сделаны в результате начатого в 1972 году широкомасштабного проекта по сбору информации под названием «Данидинское долгосрочное междисциплинарное исследование здоровья и развития». В проекте участвовали более 1000 детей, на которых изначально были собраны характеристики от родителей, воспитателей и наблюдателей-психологов.

Ученые Дюкского университета совместно с коллегами из Медицинского института новозеландского города Данидин проанализировали полученные результаты с целью выяснить, есть ли взаимосвязь между детскими привычками и достижениями человека во взрослой жизни. Последствия черт характера, казавшихся безобидными в детстве, были весьма плачевны. По словам Терри Моффит, взрослые результаты были предсказуемы по всему спектру оценки поведения испытуемых — от низких до высоких. По некоторым отличительным признакам ребенка можно определить будущего преступника.

«Хорошая новость в том, что те, кому родители привили умение отвечать за свои поступки, выросли более удачливыми и благополучными, несмотря на отрицательную оценку поведения в детстве. Значит, самоконтролю ребенка можно и нужно учить начиная с трех лет», — отмечает специалист.

Профессор Авшалом Каспи поддерживает коллегу: «Мы рассматривали генотип всех участников, сверяли с записями о правонарушениях и судимостях, склонности субъектов к насилию. Нас интересовали все симптомы психических расстройств, связанных с антиобщественным поведением. Под антиобщественным поведением мы понимали проявляющиеся у подростков драчливость, грубость, лживость, склонность к воровству и неподчинению правилам поведения. Во взрослой жизни такие люди не испытывали угрызений совести и действовали импульсивно и агрессивно. Результаты, полученные нами, убедили, что если недостатки своевременно выявить, то можно повлиять на будущее человека и на снижение преступности, связанной с насилием в обществе».

Долгосрочные исследования, проведенные в Новой Зеландии, положили начало более сложным — поиску и установлению нейрохимических корней преступности.