К 90-летию газеты «Труд» мы начинаем серию публикаций, посвященных истории газеты, людям, которые ее делали, — и людям, которые ее читали
Первый номер газеты «Труд» вышел в свет 19 февраля 1921 года. К 90-летию мы начинаем серию публикаций, посвященных истории газеты, людям, которые ее делали, — и людям, которые ее читали.
Газета для рабочих появилась в выходной — день 19 февраля 1921 года пришелся на субботу, — и занимала она четыре страницы в формате, который сегодня называется А3. Как он назывался тогда? Не знаю.
И хотя революцию делали в интересах трудящихся масс, газета профсоюзов, можно сказать, сильно запоздала со своим появлением — замкнув «большую тройку» советской прессы: «Правда» выходила с 1912 года, «Известия» — с марта 1917.
Тираж у первого номера издания был достаточно внушительный — 150 тысяч экземпляров. Сейчас мы бы сказали, что это был «рекламный тираж» — со следующего номера печаталось по 20 тысяч экземпляров. Данные на следующие 20 лет не сохранились, известно лишь, что к 1941 году газета выходила тиражом 125,7 тысячи — во время войны он стал вдвое меньше, зато после войны рос неуклонно. К
О многомиллионных тиражах советских времен сегодня принято вспоминать скептически. Понятно, что тираж шел по разнарядке, да и выбор был невелик: почти в каждой семье выписывали несколько ежедневных газет. Но газета тем не менее была главным источником информации для всей семьи. И даже если ей не всегда верили —
О чем писал «Труд» 90 лет назад? О, у него была очень понятная специализация, вытекавшая из его названия и положения в обществе, которое обязывало: печатный орган ВЦСПС, для тех, кто не помнит, — Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов. Так что за все новости, которые касались трудовой деятельности в новом и старом мире, отвечала именно газета «Труд». Разумеется, она вписывала их в правильную историческую перспективу: в Европе ждут генеральную забастовку, а в СССР пшеница особенно уродилась, в ужасных условиях прозябает пролетариат при капитализме, а для текстильной фабрики в Иваново только что отстроили новую больницу. Правда, заглянув на последнюю полосу, выясняешь, что инфляция царит и там и там, да и с холерной эпидемией на Украине до сентября не справятся. Но дело даже не в этом.
Удивительно, насколько един мир, тогда, в
Перелистывая первую подшивку «Труда», обращаешь внимание на то, что поначалу в глаза не бросается. Газета начала выходить за несколько недель до того, как советская власть объявила переход к новой экономической политике — доклад Ленина на эту тему в «Труде», разумеется, опубликован. Сразу после этого газету, до того заполненную призывами помочь в борьбе с голодом и разрухой, буквально захлестывают новые сюжеты и темы.
Вспоминая
Тем, кто помнит годы застоя, чтение газет вспоминается как нечто по меньшей мере скучное, как способ приобщиться к официальной информации и официальному взгляду на жизнь. Между тем если перечитать сегодня старый выпуск любой газеты, вы испытаете все что угодно, только не скуку. Потому что даже в беглом просмотре заголовков создается картина времени, более подробная и точная, чем в любом самом объективном учебнике истории.
Тем более что «Труд» с самых первых номеров свою основную публицистическую задачу — борьбу за интересы трудящегося народа — воспринимал более чем всерьез. Заголовки «Плохо с медпомощью», «Не порадовал казенный отчет», «Не платят три года» — накал критической публицистики вернулся, кажется, только в перестроечные годы. Для
Самым первым главным редактором «Труда» был Николай Павлович
В 1963 году газету возглавил Александр Субботин, он занимал этот пост до 1980 года, и именно при нем «Труд» постепенно превратился в издание с многомиллионным тиражом. На смену ему пришел Л. Кравченко, руководивший газетой в 1980–1985 годах. После этого наступила эпоха Александра Серафимовича Потапова — самая продолжительная и самая триумфальная в истории газеты: с 1985 по 2006 год. После этого газетой некоторое время руководил В. Симонов. А в 2007 году «Труд», который к этому времени уже не был газетой профсоюзов, возглавил самый молодой редактор в ее новейшей истории — Владимир Бородин. При нем же произошла внутренняя реформа газеты, которая не только вернула «Труду» его изначальный формат, но и добавила к нему современные цвета, новые рубрики и новую программу — мир меняется, а вместе с ним и содержание слова «труд».
Мы знаем, что «Труд» выписывали и читали семьями и поколениями. У нас есть читатели, которые покупают и выписывают «Труд» не один год и не один десяток лет. Именно к ним мы обращаемся в юбилейный год, потому что нам очень хочется, чтобы итогом нашего праздника был не только «портрет газеты», но и «портрет читателя». Мы объявили конкурс «Семейное фото» и просим наших подписчиков присылать нам свои семейные фотографии — лучшие мы опубликуем.
Кроме того, может быть, в ваших семейных рассказах сохранились
Как проходила «