Инородный гараж

В столице начинается продажа «народных гаражей» за 350 000 рублей

Чиновники уверены: «народные гаражи» спасут от дефицита парковочных мест и, как следствие, пробок. Если эксперимент удастся, программу запустят в других городах-миллионниках.

Место на паркинге, построенном в рамках программы «Народный гараж», можно будет купить уже с 15 февраля, отрапортовал глава департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко. До этого москвичи могли стать лишь долевыми участниками строительства целого «народного гаража», рассчитанного на несколько десятков машино-мест. Так что, по сути, с понедельника им представится первая возможность купить гараж в готовом виде, а не на стадии возведения.

В московском правительстве уверены, что программа позволит разгрузить город. Авторы проекта не сомневаются в том, что он будет востребован. Их главный аргумент — доступная цена. Машино-место на паркинге стоит от 350 тысяч рублей. По утверждению властей, это почти в три раза дешевле коммерческих предложений.

До сих пор ажиотажа вокруг программы не наблюдалось. Из нескольких миллионов московских автовладельцев ее участниками стали лишь 35 тысяч. Эксперты уверены, что главное препятствие — цена. Впрочем, сломить народное сопротивление властям помогут новые штрафы и возможные запреты парковок и «ракушек».

Чтобы утолить парковочный голод в столице хотя бы на 70%, необходимо дополнительно организовать 1,7 миллиона мест. Эта цифра далеко не окончательна: ежегодно число легковушек в городе увеличивается на 80 тысяч, и, по подсчетам специалистов, к 2025 году их будет уже 4 миллиона.

Для решения этой проблемы в 2003 году в городе запустили проект «Народный гараж». В отличие от капитальных гаражных комплексов, «народные» строят без дорогостоящего капитального фундамента. И даже несмотря на это первый паркинг был окончательно достроен в Москве через целых шесть лет после объявления старта программы. Всего в прошлом году в рамках эксперимента в столице было организовано 52 тысячи машино-мест. В этом году, по уверению главы дорожного департамента Москвы, планируется построить 423 паркинга для 147 тысяч машин.

Цена вырастет еще

Когда программу «Народный гараж» только начали рекламировать, власти заявили: машино-место будет стоить от 2,2 до 3 тысяч долларов (по тому курсу — 64–87 тысяч рублей). Однако с 2003 года расценки выросли в 4–5 раз. Даже заявленная властями цена в 350 тысяч рублей весьма условна. В некоторых районах Москвы места в «народных гаражах» уже сейчас продаются по 500 тысяч. Объяснить рост цен колоссальным спросом не получается.

Источник в столичном стройкомплексе заверил «Труд», что стоимость «народного гаража» — фиксированная. Машино-место не может стоить дороже 350 тысяч, а если такая цена озвучивается, значит, под видом «народного» предлагают коммерческий вариант, сказал он. В таком случае специалист ведомства посоветовал тут же обращаться с жалобами на горячую линию.

Впрочем, власти допускают возможность роста цен. По словам Александра Левченко, в 2010 году строительство будет вестись практически на всех участках, где предстоит сносить сторонние строения либо перекладывать инженерные коммуникации. «Поэтому цена на одно машино-место может вырасти», — сказал он.

Альтернатива есть

Власти утверждают, что альтернативы «народному гаражу» практически нет. Коммерческие гаражи, по их словам, предлагаются примерно по 800 тысяч. Между тем, по экспертным данным, обычный бокс в гаражно-строительном кооперативе в столице можно купить за 150–200 тысяч. И этот вариант превосходит «народный гараж» по потребительским качествам, отметил президент Коллегии правовой защиты Виктор Травин. «Это отдельный бокс 3 на 6 метров, а не место на паркинге. Войти в него может только владелец. Плюс там можно хранить какие-то вещи. Не стоит думать, что москвичи разучились считать деньги», — заметил он.

Говоря о зарубежном опыте, Травин отметил, что в Европе с дефицитом парковочных мест начинают бороться, как только проблема появляется, а не после того, как она войдет в критическую стадию. «Строительство района ведется с учетом возможного количества автомобилей, которые здесь будут парковаться. Ни один дом не сдается без подземного паркинга», — говорит эксперт. И в отличие от России, где стоимость места на подземном паркинге зачастую составляет половину стоимости квартиры, в европейских городах такая стоянка стоит 4–5 тысяч евро.

Как купить машино-место

Строительство «народных гаражей» ведется в кредит. Если автовладелец хочет приобрести место, ему следует обратиться в представительство застройщика в своей префектуре. Здесь он получит полную информацию и сможет заключить договор на участие в долевом строительстве (для этого нужен паспорт и его копия).

После этого в течение 20 дней следует обратиться в банк, указанный в договоре, заключить с ним договор и открыть счет (для этого также нужен паспорт, его копия и предварительный договор). Затем потребуется внести на счет сумму, которая будет числиться за участником долевого строительства. Оплату работ заемщика банк будет осуществлять траншами.

Штрафные меры

Горожан начинают искусственно принуждать к участию в проекте «Народный гараж», заявил президент Коллегии правовой защиты Виктор Травин. Поддержку программе окажет рост штрафов за парковку в неположенных местах. Также продолжает обсуждаться целесообразность запрета «ракушек» и парковки во дворах.