Сергей Никоненко: "Для большинства россиян сериалы - духовная пища"

Сериал "Ваша честь" на канале "Россия" имел успех, так что было решено снять продолжение с более лаконичным названием "Суд", которое стартует сегодня. Корреспондент "Труда" побеседовал с заслуженным артистом РСФСР Сергеем Никоненко, сыгравшим в этом сериале одну из ролей.

- В сериале "Суд" вы играете подсудимого, который обвиняется в попытке убийства своего начальника, давшего приказ снести его жилище. Вы могли бы поступить как ваш герой?

- Я бы, конечно, так не поступил, но его можно понять. Если подумать, моему герою теперь негде жить, некуда идти! Что ему оставалось?

- Сергей Петрович, человека с вашим именем, вашей творческой биографией не смущают предложения сняться в сериале? Ведь это считается массовым искусством, по сути, второсортным...

- У кого считается? Двадцать миллионов россиян смотрят сериалы не отрываясь, для многих это настоящая духовная пища. Накормите людей, пусть все они станут ходить в кино, и я не буду сниматься в сериалах.

- А снимать сериалы будете?

- Как раз недавно мы завершили съемки 16-серийной картины "Аннушка", где я нашел себе рольку второго плана, поэтому выступаю не только как режиссер, но и как актер. Картина будет готова к маю.

- Творческий кризис как результат экономического вас не коснулся?

- Скорее экономический кризис отразился на итальянцах, раз они стали приглашать в свои фильмы русских актеров. (Смеется.) Мне вот предложили сыграть профессора русской литературы в итальянском университете, специалиста по Антону Чехову, в итальянском фильме "10 зим". Мы уже отсняли сцены в Риме и Венеции, скоро съемки пройдут в Москве. Вместе со мной в картине снимается Сергей Жигунов.

- На ваш взгляд, российский кинематограф в чем-то проиграл советскому?

- Как-то в советское время я специально подсчитал, сколько ступеней цензуры приходит картина, - четырнадцать! И несмотря на это, тогда все-таки была более мощная и интересная драматургия. Сейчас правила диктуют продюсеры, а результат нечасто радует. И жестокости на экране слишком много.

- Согласны ли вы с утверждением, что сейчас артисты больше работаю на свой имидж, чем занимаются творчеством?

- Я недавно был на бенефисе Андрея Смолякова в "Табакерке", ему 50 лет, а я снимал его еще в 1977 году, 17-летнего пацана. Можно сказать, что я его крестный папа. Он по-настоящему отдается своему призванию и заслуженно получает за это награды. А звездят бездарности.