Бедные мы, бедные

Кризис сильно изменил жизнь россиян. Теперь у половины населения страны почти вся зарплата уходит только на питание, многие покупатели отказались от мелочей вроде жвачек и шоколадок. Чтобы прокормить семью, люди стали дольше пропадать на работе. А с личного автомобиля пересели на общественный транспорт.

К такому выводу пришли эксперты исследовательской компании "Комкон". Они опросили 37 500 человек в 70 городах страны и выяснили, что в конце прошлого года, когда экономический кризис только стал набирать обороты, люди уже ощутили на себе его последствия. В IV квартале 2008-го сократились доходы российских семей. Прослойка людей, которые имеют достаток ниже среднего, выросла. В таких семьях большую часть зарплаты тратят на питание. Денег на новую одежду или бытовую технику уже не хватает. Если сломался утюг или на штанах появилась дыра, то, как правило, их не выкидывают, а стараются отремонтировать. Теперь таких семей почти половина, бедными себя считают 45% опрошенных (в начале года - только 42%). Опрос показывает, что меньше стали зарабатывать даже самые обеспеченные россияне. Доля тех, кто может позволить себе купить все, сократилась.

Если до кризиса (третий квартал 2008-го) богачи составляли 12% населения, то к концу года их стало на 1% меньше. Это вроде бы небольшое изменение на самом деле отражает начало тенденции, так как срез был сделан в самом начале кризиса. При сохраняющейся динамике даже 1-2% прироста показательны, так как по итогам года они грозят превратиться в 15-25%. И если каждый квартал на пороге бедности будет оказываться 3% населения, то к концу года это будет уже две трети всех россиян.

Достаток российских семей пошатнули и массовые сокращения в стране. По данным экспертов "Комкон", с октября по декабрь прошлого года работу потеряли 2% населения. Доля тех, кто вовсе не имеет источников дохода, выросла до 32%. А те россияне, которые все же удержались на месте, вынуждены трудиться больше. Работают теперь не по 8 часов в сутки, а по 9 и даже больше. Так заявили 23% опрошенных.

"Это вполне объяснимо. Из-за кризиса работодатели сократили штат сотрудников, но при этом объем работы остался прежним. Поэтому, очевидно, его возложили на оставшийся персонал, и рабочие часы тут же увеличились", - прокомментировала замдиректора по синдикативным исследованиям компании "Комкон" Юлия Быченко.

Под сокращение в первую очередь попали молодые кадры. "Комкон" подтвердил выводы, к которым "Труд" пришел накануне: в течение 4-го квартала прошлого года за бортом остался каждый 10-й сотрудник в возрасте до 24 лет. Это уже специалисты, получившие диплом, а также студенты. В то же время работников старше 30 лет стало больше на 2%. "Молодежь всегда охотно брали на работу в фирмы - пусть нет опыта, но зато и платить можно меньше. Теперь же за эти деньги можно найти уже готового специалиста. Ранее его бы не устроила заниженная зарплата, но в условиях кризиса он ее "проглотит", лишь бы не остаться без дела", - пояснила Быченко.

Отказались россияне и от машин. Почти каждый 10-й житель пересел на метро или автобус. На автомобиле теперь выезжают только за покупками либо вовсе от него отказались. "Сказался рост цен, а также скачок доллара и евро, что влечет за собой автоматическое удорожание импортных товаров, в том числе автозапчастей", - уверяет Быченко.

Реже в России стали использовать интернет. В рабочее время сетью стали пользоваться на 3% меньше. При этом дома ровно на столько же активнее стали лазать по сайтам (на 3%). "Можно даже предположить, что это за ресурсы - по трудоустройству. Работники попали под сокращение и тут же засели дома, просматривая сайты с вакансиями", - отметила Быченко. "К тому же, - подчеркнула эксперт, - работодатели сократили расходы на интернет, урезая общий трафик".

Экономить стали и на сотовой связи. В среднем каждый россиянин сократил затраты на разговоры по мобильному на 32 рубля в месяц. К тому же удерживают себя и от так называемых спонтанных покупок - когда увидел, понравилось, купил. Или шел домой, захотел шоколадку и съел. Только четверть жителей страны могут позволить себе такую вольность. То есть экономить россияне стали даже на мелочах.