Усадьба Остафьево находится в восьми километрах южнее Москвы, по соседству с новостройками Южного Бутова. Там - город со своими страстями, а здесь - пустынный парк с тихими прудами, уютный старинный дом, словно оставшиеся в первой половине XIX века. Когда давным-давно я приехал сюда впервые, то не смог попасть в усадьбу - там располагалась здравница советской элиты. И лишь в ноябре 1989 года барский дом стал доступен для посетителей, когда в нем вновь открылся музей. Усадьба особенно дорога нам, потому что связана с именем А. С. Пушкина. Рассказывает научный сотрудник музея М. Шаповалов:
- Пушкин приезжал в Остафьево трижды. Впервые он появился в имении своего друга князя Петра Вяземского летом счастливого и в то же время непростого для него 1830 года. Поэт был влюблен и сватался к прелестной Наталье Гончаровой. Но будущая теща, наслышанная о ссылках некогда опального поэта, потребовала у жениха официального ответа на вопрос, какие ныне у него отношения с властями.
Вяземского Пушкин в Остафьево тогда не застал, но смог излить душу его супруге Вере Федоровне, с которой был знаком еще со времен одесской ссылки. Кстати, княгиня ездила к Гончаровым и ходатайствовала в пользу поэта.
Посетив усадьбу друга, Пушкин отправился по наследственным делам в Болдино, где надолго застрял из-за эпидемии холеры. А когда осенью 1830-го вернулся в Москву, то отправился в Остафьево вновь. Друзья наконец-то встретились и поспешили поделиться друг с другом своими литературными удачами. Вяземский читал Пушкину отрывки из своей книги о Фонвизине, а поэт познакомил князя с написанными в Болдино произведениями, в том числе с последними главами "Евгения Онегина".
В третий раз Пушкин побывал в Остафьево на Святках в январе 1831 года. В великолепном, сохранившемся до нашего времени Овальном зале усадебного дома был дан бал. Выйдя на улицу после бала, Пушкин окинул взглядом дом, парк, скованные льдом пруды и произнес: "Настоящий Русский Парнас!" С тех пор у Остафьева появилось еще одно название - Русский Парнас.
Позже Пушкин и Вяземский встречались не раз, но уже в других местах. Их последняя встреча оказалась поистине душераздирающей. Когда после отпевания тело убитого Пушкина выносили из церкви, то все увидели лежавшего на паперти рыдавшего человека. Это был Вяземский. Жуковский и другие участники церемонии бросились поднимать князя, горю которого не было предела. Позднее Вяземский признавался, что его мучают угрызения совести: он был в те трагические дни в Петербурге, знал о готовившейся дуэли, но не придал этому значения.
После кончины Пушкина Вяземский написал письма своим многочисленным знакомым, в которых просил не винить в гибели поэта его вдову. Не известно, знала ли об этих письмах Наталья Николаевна. Но зато она точно знала, как любил Вяземский ее мужа, и в знак признательности подарила ему жилет, который был во время дуэли на Пушкине и трость поэта со вделанной в нее пуговицей от камзола его прадеда - Петра Ганнибала. Эти предметы, посмертная маска поэта и 74 письма Пушкина к Вяземскому долгие годы хранились в организованном в 1899 году в Остафьево музее, который просуществовал до 1930 года. Ныне эти реликвии в Музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке.
В период с 1911 по 1914 год в усадьбе на средства последнего ее владельца графа С. Д. Шереметева были установлены памятники В.А. Жуковскому, Н.М. Карамзину, П.А. Вяземскому, его сыну П.П. Вяземскому и, конечно же, Пушкину. Бронзовая статуя поэта была отлита с гипсового оригинала скульптора Опекушина. На лицевой грани пьедестала - бронзовый барельеф с изображением Пушкина, сидящего в Овальном зале усадебного дома. Несколько лет назад охотники за цветными металлами пытались похитить сравнительно небольшую статую, и теперь возле нее установлен круглосуточный милицейский пост.