- До сих пор люди, посвятившие жизнь мюзиклам, были разобщены, часто находились в конфронтации, - рассказывает композитор. - И вот появилась возможность собраться вместе, посмотреть друг другу в глаза. А главное - попытаться дать оценку: что хорошего сделано за прошедшие годы, а в чем допущены просчеты. Интерес к этому жанру в нашей стране огромен. Российская публика в большинстве своем в восторге от хорошо написанного и поставленного мюзикла, где есть добротный сплав музыки, поэзии, песни и танца. Такие восторги, увы, не часто разделяют финансисты, которые вкладывают в эти проекты деньги. Мюзикл - дело хлопотное, дорогостоящее, не всегда эффективно и быстро окупающееся.
Бытует ошибочное мнение, что мюзикл - это только что-то легкое, развлекательное. Однако он делится на поджанры: рок-опера, классический мюзикл, оперетта, рок-шоу, пластический музыкальный спектакль... Есть мюзиклы - комедии, трагедии, мелодрамы. И на следующем фестивале у нас уже будет проходить конкурс в двух десятках номинаций.
- В программе фестиваля значится и ваша "Юнона" и "Авось", которая уже 25 лет не сходит с афиши "Ленкома"...
- Юбилей - хороший повод вспомнить, как все начиналось. Сколько жертв было принесено, чтобы жанр утвердился на нашей сцене. Хотя "Юнону" и "Авось" нельзя считать чистой воды мюзиклом. Я бы сказал, что это российский вид музыкального спектакля для поющих драматических актеров. Не могу себе представить, чтобы с этой задачей справились, скажем, эстрадные певцы и танцовщики, какие играют в западных мюзиклах, или оперные певцы академической школы. И где бы ни гастролировал "Ленком", всюду критики отмечают эту особенность "Юноны" и "Авось", называя ее русским изобретением. Кстати, недавно ко мне обратились продюсеры с предложением делать новый мюзикл. Идея интересная, но подробнее рассказывать пока рано. Скажу только, что мне очень хочется вернуться к музыкальному театру.
- Ранее сообщалось, что на фестивале пройдет премьера вашего нового мюзикла "Приключения Буратино" по мотивам одноименного фильма Леонида Нечаева, однако в программе его нет...
- Спектакль пока не успели сделать. Его ставит Тереза Дурова на сцене своего Театра клоунады. Параллельно идет постановка в питерском театре "Карамболь". В ходе репетиций возникли интересные технические и творческие идеи, которые хочется воплотить. Окончательный двухактный вариант надеемся представить зрителям где-то в середине марта. А вчера на гала-концерте открытия фестиваля в ГЦКЗ "Россия" мы показали номер "Поле чудес". Кроме хорошо всем знакомой музыки из старого фильма, мюзикл пришлось дополнить номерами, которые в разные годы я дописывал для детских театральных спектаклей о Буратино. Несколько ансамблевых сцен досочинил и по просьбе Терезы Дуровой. Актерский состав подобрался "звездный": Александр Лазарев-старший сыграет Папу Карло, Светлана Немоляева - черепаху Тортиллу, Федор Чеханков - Дуремара, Анна Большова - лису Алису, Валерий Яременко - кота Базилио... Действие будет сопровождаться рок-группой "Тайм-аут", и все актеры тоже будут петь "живьем". Это семейный спектакль. Родители приведут своих детей, а заодно вспомнят и свое детство.
- Вы с 10 лет начали заниматься в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории у Арама Хачатуряна. О нем вспоминают как о человеке с тяжелым характером. Как вам удавалось с ним ладить?
- У Арама Ильича характер был тяжелым только по отношению к тем своим коллегам, которые пытались обидеть его учеников. К нему приходили учиться ребята из других классов, и даже не консерваторские. Он охотно поощрял и поддерживал таланты. Помню, был у нас студент, который написал вокально-симфоническое произведение по "Реквиему" Анны Ахматовой, где говорится о сталинских репрессиях. Парню тут же влепили двойку и подали документы на отчисление. Хачатурян этот скандал замял, и студента оставили в покое. Арам Ильич ему сказал: "Смелые вещи сочиняй и дальше, только не показывай их на кафедре композиции". Я недавно смотрел по видео, как Хачатурян дирижировал в Вене. Зрелище потрясающее. Он излучал колоссальное вдохновение. Жаль, что сейчас музыкантов и личностей такого масштаба у нас практически нет.
- Вы сочинили музыку к фильмам "Большое космическое путешествие", "Полет с космонавтом", "Через тернии к звездам", "Сказка о звездном мальчике"... У вас не было желания поработать с космической тематикой более основательно? Француз Жан-Мишель Жарр, например, заработал на этом целое состояние.
- Действительно, когда задумывались съемки фантастики или чего-то не от мира сего, то очень часто обращались ко мне. В музыке я любил экспериментировать с электроникой, искал новые звучания... Работал я всегда много, но в советские времена композитору сколотить состояние было практически невозможно. Никому и в голову не приходило платить мне за количество проданных пластинок. А они выходили миллионными тиражами. Генеральным продюсером всего искусства было советское государство, которое и присваивало себе все доходы. Мы были людьми подневольными. Но обидно другое. Советская власть закончилась 15 лет назад. За это время были проданы миллионы видеокассет с фильмами, для которых я написал музыку. Но ни копейки авторских отчислений я не получил. Оказывается, советская власть передала все авторские права новому Российскому государству, которое в свою очередь отдало их коммерческим структурам, а не вернуло авторам. Так причитающиеся нам по праву деньги тихо ушли в карманы частных предпринимателей. Остается порадоваться за Жан-Мишеля Жарра, потому что во Франции авторские права защищены.
- А что новенького ждать вашим поклонникам в кино?
- Сейчас пишу музыку к фильму-фэнтези Николая Лебедева "Волкодав" и для картины Эльдара Рязанова "Андерсен". В минувшую среду в прокат вышла лирическая фантазия Тиграна Кеосаяна "Заяц над бездной" - масштабная постановка о нескольких веселых днях из жизни Брежнева, которые якобы случились в 1971 году во время визита тогда еще жизнелюбивого генсека в Молдавию. На вторую половину года запланировано несколько фильмов и сериалов, к которым музыку написать еще предстоит.
- Среди них есть детские картины?
- К сожалению, таких предложений пока не поступает. Я знаю, что Леонид Нечаев снимает "Дюймовочку", но это не со мной. А вообще сейчас для детей если что и снимается, то очень мало, и продюсерам не до музыкальных фильмов. Совершенно очевидно, что нужна специальная программа господдержки детского кинематографа.
- Неплохая тема для ближайшего заседания Совета при президенте России по культуре и искусству, в состав которого вы входите. У заседающих в совете есть реальные рычаги влияния на культурные процессы в стране или ваши функции сводятся к раздачам наград и званий?
- Признаться, я сначала тоже скептически относился к этой идее. У совета нет никаких полномочий, никаких документов мы не разрабатываем и не принимаем, а просто говорим с президентом о проблемах культуры. Но этого оказалось достаточно, чтобы заработали государственные механизмы и произошли позитивные изменения. Так, например, после наших заседаний повысились ставки артистам Большого театра и музыкантам ведущих симфонических оркестров России. Что, безусловно, пошло на пользу нашей академической музыке. Потом появился новый закон о расширении вещания для детей на ТВ...
- Почему вы больше не пишете песен? Ведь ваши старые вещи до сих пор популярны: "Ты мне веришь или нет", "Скорости не сбрасывай на виражах", уж не говорю о песнях из "Юноны" и "Авось"...
- Все мои песни написаны к кинофильмам и спектаклям. А сейчас фильмов с песнями почти не снимается. В основном нужна инструментальная музыка. Вот, например, в военной драме "Звезда" мы решили, что песня может затормозить действие и ослабить зрительское внимание. Спектаклей музыкальных сейчас тоже ставится раз-два и обчелся. Да и со стихами для песен большие проблемы. Маститые авторы перестали работать с композиторами. Мир стал другим, и песни поют другие. На эстраде теперь днем с огнем не встретишь ярких, образных, запоминающихся текстов. А то новое, что сейчас звучит, в большинстве своем настолько слабо, что профессионалу даже слушать это как-то неловко.
Думаю, в этом во многом виновата музыкальная политика наших радиостанций и телеканалов. Если раньше в эстрадной музыке был диктат советского официоза, то теперь засилье так называемого "формата", за рамками которого оказывается столько интересной музыки, что впору открывать "неформатные" каналы музыкального вещания. Помню, в Америке, где мы в 90-е долго гастролировали, меня поразило разнообразие музыкальных направлений в эфире. В круглосуточном режиме там работает более 100 радиостанций, и у каждой своя специализация: классика, музыка католическая, буддистская, китайская, арабская, русский фольклор, джаз классический, модерн... А когда едешь на машине по Москве, так и приемник включать не хочется. На всех каналах звучат одни и те же попсовые песни. Выбора почти никакого. Не могу понять, почему нас так жестко загоняют в прокрустово ложе попсы? Уже давно назрела необходимость вырваться из этого музыкального тоталитаризма и установить, наконец, демократию в эфире.