ПОСЛЫ ЛЮБОГО ПОСОЛА
10 февраля отмечается День дипломатического работника. Именно на этот день приходится наиболее раннее упоминание о Посольском приказе - первом отечественном внешнеполитическом ведомстве, которое было официально учреждено в 1549 году - при Иване Грозном.
Говорят, что в распоряжении дипломатии имеются три основных средства: убеждение, компромисс и угроза силой. Главное - не перепутать. Если, скажем, на угрозу силой ответить убеждением, то, пожалуй, никакой компромисс не поможет.
В давние времена, когда российская дипломатия только становилась на ноги, дипломатических рангов и званий развелось великое множество. Они разделялись по силе полномочий: посол сильный, великий, большой, полномочный, великий и полномочный, чрезвычайный и даже звычайный.
В недобрую пору татаро-монгольского ига возникла специфическая фигура - киличей. Так называли посланника в Золотую Орду. Это был своего рода безмолвный посол. Только Москва посылала киличеев в Орду. Та же киличеев в Москву никогда не назначала. На эти случаи у нее был лютый посол с полной свободой действий, с произвольными и непредсказуемыми полномочиями. Что там говорить, лютые были времена - под стать послам. Будем надеяться, безвозвратные.
ВОБЛА В ОБЛАСТИ ДИПЛОМАТИИ
В 1815 году на Венском конгрессе был выработан особый регламент, который устанавливал последовательность дипломатических классов, совпадавших с дипломатическими рангами: посол, посланник, поверенный в делах и др.
После революции, когда у нас все старое меняли на новое, на некоторое время послов превратили в полномочных представителей (полпредов). В сокращенном варианте это не могло не резать слух по созвучию с "пол" и "полу". И накануне войны послы снова стали послами, были введены ранги чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного и полномочного посланника, поверенного в делах и пр. Все-таки международные отношения, как ничто другое, нуждаются в международных стандартах.
Кстати, о стандартах. Искусная дипломатия часто отличается от неискусной асимметричными ответными ходами. Допустим, президент Латвии захотела недавно публичной ссоры с Москвой, чтобы не ехать к нам на празднование 60-летия Победы. Взяла и оскорбила ветеранов, заявив, что они "9 Мая будут класть воблу на газету, пить водку и... вспоминать, как они геройски завоевали Балтию". Думала, что мы в ответ на этот выпад откажем ей в визе. Не дождется! В Москве и не подумали отзывать приглашение. Как бы мы с вами поступили, если бы сосед в ответ на приглашение в гости нахамил вам? Подумать страшно. Вот чем отличается от обыденного поведения искусство дипломатии, чей праздник мы отмечаем столь скромно.