УЛЕТНАЯ ЦЕНА ЗАПРАВКИ

На российском топливном рынке в 2004 году побит очередной "рекорд": вдвое подорожал авиационный керосин. В январе года нынешнего средняя цена на авиатопливо в России составила около 550 долларов за тонну - на 50 - 60 долларов больше, чем в Европе.

Отечественные перевозчики поначалу пытались сдерживать рост тарифов, незначительно повышая цены на билеты. Однако к ноябрю 2004 года практически все авиакомпании ввели дополнительные "топливные сборы" в размере 5 - 25 долларов за тонну - в зависимости от маршрута.
Удорожание стоимости билетов, безусловно, отразится на пассажиропотоках. В этом смысле 2005 год может стать особенно сложным. Если учесть, что в последние годы прирост пассажиропотоков составлял 11 - 15 процентов, то в нынешнем, по мнению директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса РФ Карла Руппеля, он не превысит восьми процентов. Некоторые эксперты настроены еще более скептически и даже предрекают транспортный коллапс.
Рост стоимости топлива на российском рынке заставляет отечественные и зарубежные авиакомпании искать керосин "на стороне". Так, большая часть самолетов "Аэрофлота", летающих за рубеж, теперь будет заправляться топливом не в России, а во Франции и Германии. А самолеты таких авиакомпаний, как Lufthansa, Air France и British Airways, как только стоимость керосина в нашей стране превысила среднеевропейскую, стали прилетать в Россию с полными баками, хотя раньше этого не делали.
Представители авиакомпаний обвиняют нефтяников в искусственном завышении цен на нефтепродукты и предлагают ввести жесткие меры против монополий. Нефтяники в свою очередь кивают на трейдеров, которые якобы взвинчивают цены. К делу подключилась Федеральная антимонопольная служба. В настоящее время ФАС ведет специальное расследование и обещает через месяц подвести итоги.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Павел СТРОКОВ, аналитик Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынка "Кортес":
- После нового года цена на авиакеросин в России начала снижаться. Но это сезонное снижение будет продолжаться до апреля, потом цена снова начнет подниматься, однако такого скачка, как в прошлом году, не будет.
Рынок авиакеросина до этого времени отличался стабильностью и предсказуемостью. Однако высокие мировые цены отразились и на нем. Нефтяные компании вдруг поняли, что керосин может быть таким же прибыльным, как и бензин. Поэтому весь прошлый год цены шли вверх, причем накручивались искусственно.
К сожалению, острота ситуации не сразу была замечена соответствующими структурами. ФАС был слишком занят проблемой роста цен на бензин. Авиаперевозчики молчали, потому что берут топливо с отсрочкой платежа и цена лишь косвенно отражается на товаре.
Между тем 2005 год действительно может оказаться для авиакомпаний не самым благоприятным. Во-первых, выросли цены на топливо. Во-вторых, авиапарк большинства отечественных компаний изношен, наши самолеты съедают керосина намного больше, чем зарубежные. В-третьих, далеко не все самолеты у нас летают за рубеж, чтобы там заправляться. Кому-то придется покупать топливо на внутреннем рынке.
И все же я не назвал бы ситуацию безнадежной. "Потолок" цен на керосин уже обозначен, в конце концов он "опустится" до уровня среднеевропейского. Отечественная нефтянка не захочет терять часть топливного рынка. А перевозчикам, и нашим, и зарубежным, выгоднее заправляться на месте прилета.