КАКОЙ ДОХОД С ИЗБЫ?

Год назад в публикации "Выброшенные в никуда" (23 апреля 2003 года) мы рассказывали о семье переселенцев Киселевых, которых судьба занесла в городок Краснослободск Волгоградской области. В 2002 году они получили от государства беспроцентную ссуду - 88 тысяч рублей и купили на них маленький домик без "удобств". Не всем так повезло.

Ссуду Николаю Киселеву дали согласно постановлению правительства РФ N106. Документ позволял выделять из бюджета беженцам и вынужденным переселенцам средства на строительство или покупку жилья. В виде субсидий или возвратной беспроцентной ссуды сроком на 10 лет - кому как. Те, кто брал ссуду, не могли предположить, какой сюрприз их ожидает в будущем. Через некоторое время особо ревностные чиновники вспомнили об этих деньгах и о том, что инфляция "съедает" немалую часть. В итоге Министерство по налогам и сборам РФ решило потребовать от переселенцев и беженцев налог на доходы с полученной материальной выгоды от пользования беспроцентной ссудой. И вот в августе 2001 года в регионы было направлено письмо, разъясняющее, кто и в каких размерах должен платить налог.
Киселеву работники межрайонной инспекции МНС N4 насчитали выгоду в размере почти 21 тысячи рублей. Именно с этой суммы ему предлагают заплатить в этом году налог - 7335 рублей. Это - не считая регулярных выплат по ссуде. Для человека, который зарабатывает 3 тысячи рублей в месяц, сумма неподъемная. А в семье - двое детей...
В областной общественной организации "Комитет надежды" Николаю помогли составить заявление в суд. Тут рассудили: ну как можно начислять налог на государственную помощь? И о какой прибыли речь? Живых денег получатели ссуд не видели. Из бюджета они безналичным способом перечислялись в региональную миграционную службу, а оттуда - на блокированный счет получателя. Как только он заключал договор купли-продажи жилья, деньги из банка прямиком уходили продавцу. Но мировой судья встал на сторону могущественного ведомства, а не живого человека. Апелляция в областной суд принесла Киселеву тот же результат.
Но вот что интересно. В ряде районных судов признали решения инспекций МНС незаконными. Налоговики с этим не согласились - рассмотрение дел было перенесено в областной суд. Но и тут мнения разделились. К примеру, суд под председательством Л. Акимовой счел неправомерными требования ИМНС по Краснооктябрьскому району к В. Лиховцеву об уплате налога на доходы. Схожее решение вынес суд, где председательствовала Н. Акулова, отстояв интересы Т. Солопахо. Но большинство волгоградских служителей Фемиды все же поддержало налоговое ведомство. Проигравшим приходится уповать теперь на Верховный суд. Может, он расставит все по местам в этом конфликте беженцев и налоговиков?
Кстати, председатель волгоградского "Комитета надежды" Лидия Наумова по телефону переговорила с коллегами из других российских регионов, в первую очередь южных, где больше всего переселенцев. Оказалось, подобные требования к ним даже не выдвигаются. То есть письмо из МНС здесь восприняли не более чем как рекомендацию, которую исполнять не обязательно. Тем более что оно противоречит постановлению правительства и закону. Да и нельзя же взять с человека больше, чем у него есть. Вот где Николай Киселев найдет эти семь тысяч? Разве что продав домишко без удобств, на который государство и давало ему беспроцентную ссуду? А самому с семьей - подаваться в бродяги?