НИ ДРУЖБЫ, НИ ВОЙНЫ, А РАКЕТЫ - В УТИЛЬ

Директор ЦРУ Джордж Тенет, доставшийся администрации Буша-2 в наследство от предшественника Клинтона, похоже, будет более востребован при новом хозяине Белого дома, который не замечен в мягкотелом либерализме при оценке места и роли России в новом мировом порядке. По крайней мере Тенет, озвучивая позицию своего ведомства на слушаниях в сенатском комитете по разведке, словно зачитывал целые параграфы из еще ненаписанной внешнеполитической "доктрины Буша".


"Почти нет никаких сомнений в том, что президент Путин хочет восстановить определенные черты советской эпохи - статус сверхдержавы, сильную центральную власть, а также стабильное и предсказуемое общество", - уверял Тенет, добавив, что это идет "иногда в ущерб соседним странам и правам человека в России". Но главное беспокойство должны вызвать у американских законодателей, по мнению ЦРУ, "ракетно-космические устремления" России, равно как и Китая. По прогнозам американского разведсообщества, Пекин и Москва уже в 2015 году смогут теоретически угрожать Соединенным Штатам своими космическими вооружениями.
Но, как говорил поэт, "суха, мой друг, теория". Трудно отделаться от мысли, что выбор момента для кассандровых предсказаний не случаен. Бушевская команда ищет способ оправдать свой намеченный выход из Договора по ПРО и развертывание Национальной системы противоракетной обороны (НПРО). Если бы контора Тенета, как и свидетельствовавшие в тот день в пользу НПРО главы разведуправлений Пентагона и госдепартамента, не внесла свою долю в копилку аргументов, то за что им платить?
Далее - не менее симптоматичная иллюстрация нового старого мышления. Россия, заявил Тенет, продолжает рассматривать продажу оружия и технологий как крупный источник валютных поступлений и использует эту торговлю для улучшения отношений с Китаем, Индией и Ираном. Опять же, дескать, сверхзадача - ослабить американские позиции. Тенет, забывая важнейшую заповедь частного предпринимательства - долг платежом красен, невольно предстал и как ярый антирыночник, когда выстроил такую логическую конструкцию: коль скоро Москва требует от своих соседей погашения долгов за поставки энергоносителей, то, значит, пытается "усилить свое влияние на бывшие советские республики, одновременно уменьшая влияние США".
Возможно, руководитель ЦРУ должен был сказать то, что сказал. По долгу службы. Однако справедливости ради заметим, что далеко не все высшие чиновники в администрации Буша исходят из посылки, что если где-нибудь в мире прибавится влияния России, то настолько же убавится и "особая роль" США, последней оставшейся сверхдержавы. Так же, как и путинская команда сегодня не обязательно следует логике: когда президент США едет, скажем, во Вьетнам или в Украину, то непременно собирается "дружить против кого-то".