МАМИНА ДОЧКА

Три отечественных автомобиля впервые в мире прошли по маршруту Москва - Якутск - Уэлен - Сиэтл - Калгари - Торонто - Нью-Йорк - Лондон - Милан - Москва. То, что не удалось стартовавшим в прежние годы англичанам и итальянцам на автомобилях "Ивеко", совершили отечественные машины и наши водители. А вела их к победе, сама управляла одним из грузовиков, переносила на равных с шестью российскими водителями-мужиками все тяготы сложнейшего северного маршрута миниатюрная 35-летняя итальянка, филолог Стефания ДЗИНИ. С ней беседует корреспондент "Труда".

- Стефания, позвольте поздравить вас с этой победой от лица читателей "Труда", которые следили с помощью наших корреспондентов за вашим уникальным путешествием.
- Спасибо. Но я хочу сказать, что принимаю ваши поздравления для всего экипажа экспедиции, для всех прекрасных русских водителей и инженеров, которые вели грузовики по кругосветному маршруту.
- Как вам, филологу, пришло в голову отправиться с шестью русскими в опасное путешествие по Крайнему Северу, по Чукотке, по бездорожью, в суровые морозы?
- Знаете, вообще-то это долгая история, если, конечно, начинать с самого начала, то есть с моего филологического образования.
- И все же...
- Ну хорошо. Так вот, представьте себе молоденькую девушку, воспитанную мамой, всю жизнь проработавшей простым бухгалтером (отца я не помню, он, к сожалению, рано умер). До 25 лет я не видела ничего, кроме книг, чтение было моим любимым занятием и едва ли не единственным развлечением. Я с удовольствием занималась русской и английской филологией, уже тогда неплохо знала эти языки, а дипломную работу писала об особенностях Евангелия от Матфея на старославянском языке. Все мои представления о жизни были сформированы под влиянием книг, я и сама напоминала себе некий литературный персонаж. Была до неприличия замкнутой и застенчивой. И вот однажды, после окончания университета, я вдруг поняла, что к реальной, а не книжной жизни я совсем не готова: дома за меня все делала мама, в стенах университета я только читала и писала, а что происходило за стенами "альма-матер", меня не очень-то интересовало. Я с ужасом обнаружила, что не знаю, что такое самостоятельная жизнь, не умею жить такой жизнью.
- И когда вы это поняли...
- ...Тогда я уяснила себе, что знание Евангелия от Матфея на старославянском языке не может научить меня элементарным вещам, которых требовала реальная повседневная жизнь, - и решила, что обстоятельства моего существования надо круто менять.
- И с чего вы начали?
- Я не раздумывая купила билет и буквально на следующий день улетела в Россию, в Москву.
- Почему именно в Россию?
- Ну формально - для совершенствования знаний языка, а по существу, для того чтобы разом покончить с прежней жизнью и начать новую.
- И вам это удалось?
- Представьте себе, да. Я нашла новых друзей, я активно начала личную жизнь, я стала заядлым автоводителем, я стала заниматься бизнесом... Первые годы в России провела с такой интенсивностью, что всего пережитого хватило бы на 10 нормальных жизней. Конечно, было тяжело, даже очень: без мамы, без ее постоянной опеки, без привычного домашнего комфорта, без привычных и любимых итальянских пейзажей...
- А страсть к путешествиям - это тоже элемент вашей новой биографии?
- И весьма существенный, важнейший для меня. Понимаете, такие путешествия дают шанс точно понять, чего ты стоишь на самом деле, что ты можешь и где границы твоих реальных возможностей.
- Вы говорили, что хотели порвать с книжными представлениями и научиться жить реальной жизнью. Удалось?
- Да, думаю, что удалось.
- Не каждая сверстница в вашем возрасте видела столько, сколько вы, и знает столько. Как вы полагаете, что изменилось в вас?
- Изменилась ли я? Думаю, что это так. Во-первых, стала более открытой, почти исчезли замкнутость и патологическая стеснительность. Во-вторых, я научилась принимать ответственные решения и поступать в соответствии с принятым решением. В-третьих, я поняла, что надо учиться терпению, сдержанности. Я учусь.
- К слову, о принятых решениях. Мне рассказывали, что во время путешествия был эпизод, когда вы, добиваясь выполнения своего решения, легли на снег и сказали, что не тронетесь с места, пока ваше решение не будет выполнено. Правда или нет?
- Правда.
- Расскажите, что тогда случилось.
- Конфликт произошел как раз на северном маршруте. Я попросила одного из водителей (это был инженер ЗИЛа Леонид Клинов) пересесть в крытый кузов. С нами на трассе находились журналисты, и места рядом с водителями были заняты. Кроме того, Леонид уже несколько часов подряд вел грузовик, его требовалось подменить. Поэтому я и попросила его уступить руль другому, "свежему" водителю, а самому перебраться в кузов. Леонид ответил, что он - водитель, а не пассажир и сидеть в кузове не будет. Я настаивала. Он продолжал вести машину. Что оставалось делать? Я выскочила из кабины и села в снежный сугроб. Хорошо, говорю ему, веди грузовик, а я буду сидеть здесь, пока то, о чем я прошу, не будет выполнено.
- И он подчинился?
- Он подчинился.
- Должно быть, это испортило ваши отношения?
- Уже через два дня мы дружески обнимались и вместе шутили.
- Вы как командор экспедиции допускали ошибки, принимали неверные решения?
- Я действительно допускала ошибки и, случалось, принимала неверные решения.
- Когда вы понимаете, что совершили ошибку, что были не правы, предпочитаете извиниться?
- Да, если так подсказывает мне сердце. Я не считаю зазорным извиниться перед человеком, особенно тогда, когда наговорила что-то под горячую руку. Я понимаю, что это важно для него и для меня.
- И вы всегда признаете свои ошибки?
- Ошибки очевидные - всегда. Но иногда принимаешь решение, правота которого неочевидна для тебя самой. Я предпочитаю в таких ситуациях решений не менять. Поскольку человек, склонный к частой смене принятых решений, не может быть лидером, теряет авторитет.
- Это качество в вас врожденное или воспитанное? У вас мамин характер?
- Мама куда более спокойно и терпимо относится к людям. Я по сравнению с ней - злая и несдержанная. И если говорить о каких-то личных уроках, извлеченных из этого путешествия, то едва ли не главный для меня такой: надо стать терпимее к другим, надо во что бы то ни стало воспитать в себе это качество.
- Это был нелегкий маршрут даже для мужчин. Случались ли у вас в течение экспедиции тяжелые переживания?
- Пожалуй... Когда мы прошли тяжелейший участок зимнего бездорожья от мыса Дежнева до Уэлена, когда я поняла, что самая трудная часть экспедиции закончена, сердце сжалось оттого, что все самое главное - позади и, возможно, уже никогда не повторится. От осознания этого стало по-настоящему тяжело. Еле вышла из этого состояния.
- И не было ощущения победы?
- Нет, я вообще не люблю побед. Не знаю, что делать в таких ситуациях. Трудности мобилизуют, я начинаю жить.
- Великий полярный путешественник Амундсен как-то сказал, что человек может привыкнуть ко всему, кроме холода...
- Это правда. Я могу жить в полном дискомфорте, могла бы жить даже в чукотском чуме, но холода не переношу. Хотя очень люблю северный пейзаж.
- Снег без грязи...
- Да, да. Монотонные чистые снега. Это прекрасно.
- У Владимира Высоцкого есть продолжение этой строки: "Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья".
- Хорошо сказано. Высоцкий прав: северный пейзаж, вообще Север делает человека лучше.
- За время путешествия вы по-настоящему узнали русских людей, увидели нашу реальную жизнь вдали от столицы. Насколько контрастны различия между итальянцами и русскими, на ваш взгляд?
- Теперь я убеждена, что мы очень похожи, очень близки друг другу. С американцами, на мой взгляд, и у итальянцев, и у русских куда больше "несовпадений". Во всяком случае, я не смогла бы жить в Америке, а вот в России живу с удовольствием. Но если говорить о различиях, то русские более сдержанны, а итальянцы более импульсивны.
- И это все?
- Ну, пожалуй, еще кое-что. Ваши мужчины, к примеру, категорически не понимают, когда женщина расплачивается за себя в ресторане. Им не по душе такая независимость. Итальянские мужчины относятся к этому совершенно нормально. Зато русские мужчины, в отличие от итальянских, очень многое умеют делать своими руками.
- Вы не заметили в наших людях ничего плохого? Никогда не поверю.
- Русские много пьют спиртного. Сначала меня это раздражало, потом я смирилась. Это не значит, что я тоже стала пить, просто сказала себе: надо научиться относиться к этому терпимо.
- Сейчас, когда все уже закончено, чего бы вы хотели больше всего: выспаться, принять ванну, съесть пирожное?..
- Если честно, я хотела бы вернуться туда, на зимнюю трассу близ Уэлена.
- Ваша жажда знания реальной жизни теперь утолена?
- Не совсем. Хотя порой я начинаю чувствовать, что мне не хватает знаний, не хватает книг для понимания того, что я увидела и почувствовала. Может быть, и стоит на какое-то время остановиться, задуматься, перечитать, например библейские тексты, Евангелие. Уже с новым опытом постижения жизни...
- Здесь, в Москве, первой вас встретила мама - Роза Альба. Ваше отношение к маме изменилось за время путешествия?
- Это единственное, что не изменится во мне никогда. Я люблю ее.
P.S. Президент клуба "Приключение" Дмитрий Шпаро рассказал мне однажды любопытную историю про Стефанию Дзини. В общем-то ничего особенного. И все же...
В ноябре 99-го его команда отправилась со Стефанией в тренировочный поход по речке на байдарках. Неожиданно ударили морозы, температура опустилась до 25 градусов. Каждый вечер Дмитрий зажигал костер, и каждый вечер на жгучем холоде с ветром Стефания уходила от костра ставить палатку. Одна. Она не просила помощи, не хотела, чтобы это сделал кто-то другой. Каждый вечер она упорно ставила палатку полчаса на морозе. Позже он узнал, что с детства больше всего на свете Стефания боялась холода...
Кто знает, какая сила заставляла ее вставать от уютного костра и уходить в этот холод? Кто может рассказать, что согревало ее на уэленском маршруте, кто объяснит, почему ее и сегодня тянет туда, в белое безлюдье, в жуткие морозы, в снежное бездорожье?..
В любом случае опыт ее экспедиции кажется мне по-настоящему интересным. И даже не столько тем, что ей удалось совершить кругосветное путешествие по маршруту, который никто не проходил. Куда труднее, важнее и поучительнее ее дорога от девочки с книжными представлениями о жизни, от маминой дочки - к сильному характеру опытной женщины, которая может преодолеть все, даже холод.
СПОНСОРЫ ЭКСПЕДИЦИИ: "ШИК" (финансовая поддержка), "Бритиш Петролеум" (топливо), "МТС" (телефонная связь), "ЗМ" (оформление машин), "Домодедовские авиалинии" (авиабилеты), "Аэрофлот - Российские авиалинии" (авиабилеты). Columbia и "Спортмастер" (одежда), "Чукотская торговая компания" (переправка машин), "Сорокинструмент" (инструменты).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПОНСОРЫ: НТВ, журналы "Весь Мир" и "Ах...", радио "Спорт FM", газеты "Труд", "Московская правда", "Версты", "Алфавит".
Экспедиция осуществляется при поддержке правительства Москвы.