Аркадий Инин, кинодраматург:
- Вот пример: репортажи ОРТ и НТВ с пресс-конференции
Аркадий Инин, кинодраматург:
- Вот пример: репортажи ОРТ и НТВ с пресс-конференции Комитета солдатских матерей. ОРТ показывает женский скандал - между главной функционершей Комитета и функционерами организаций помельче с выяснением, кто из них "настоящие" солдатские матери, и с обвинениями в "работе на западные спецслужбы". НТВ показывает совсем другой конфликт - между Комитетом солдатских матерей и представителями армии по поводу данных об истинных потерях на войне. Одно и то же событие, но два совершенно разных подхода. Выводы делайте сами...
А уж насчет достоверности и объективности информации о самих событиях в Чечне... Сначала военные называют "бредом" сообщение о прорыве 2000 боевиков в Алханкалу. Потом небрежно подтверждают, что проскользнули человек 200, но их мигом "блокировали". А затем вдруг с лукавым прищуром, смахивающим на прищур Б.Ельцина, рассказывавшего про 38 снайперов, сообщают, что прорвались-таки 2000, но это был наш хитроумный план выманить их из Грозного и уничтожить в другом месте.
Да что война, если даже с рекламой беда! До слез жалко тетю Асю. Едва она убедила нас в непревзойденности "Аса", как является новая Ася, уже не тетя, и сообщает, что старый "Ас" нас не спасет, а только новый - с красной крышечкой. В общем, по всем фронтам дурят нашего брата. И сестру - тоже.
Александр Рубцов, политолог:
- Могучая историческая драма "Царь Борис" производства Би-би-си впечатлила не только уважаемую российскую публику, но и критиков. И уже охарактеризована как поверхностная, лишенная понимания глубин "ельцинской эпохи". Все это верно. Но с высоты какой телевизионной мудрости мы это заявляем? Даже чисто информационно этот фильм местами для нас оскорбительно нов. Впервые версии многих эпизодов борьбы за власть в России наш зритель услышал от главных фигурантов - А.Коржакова, А.Чубайса и проч. Прежде чем раскрыть эти Страшные Тайны, наше ТВ 30 лет и 3 года на печи ждало варягов. Очень по-русски.
В отличие от российской, очень боевитой телепублицистики с ее готовыми и однозначными комментариями этот фильм куда более въедлив и одновременно ненавязчив. Правду-матку фигуранты несут сами, без нажима, а если и врут, то тут же и саморазоблачаются. Авторы почти безмолвствуют, и это хорошо.
Плохо другое: монтаж получился какой-то сырой и рыхлый, будто газетные вырезки кто-то впопыхах наклеил на обои.
Что же до междоусобицы в верхах и дворцовой интриги, то все это вполне может быть самостоятельным предметом. Или мы сами можем предъявить из новейшей истории России что-то более глубокое?
И вовсе не случайно все это подано в форме местной экзотики, будто цивилизованный путешественник, эдакий Огюст де Кюстин с "Бетакамом", рассказывает джентльменам о загадочных дикарях. Ведь сами себя в своей же прессе мы изображаем в еще большей одичалости.
Так, может, эта действительно несколько корявая оплеуха послужит нам уроком и заставит хотя бы вглядеться в зеркало?
Леонид Марягин, кинорежиссер, народный артист России:
- Заставка передачи "Женский взгляд" демонстрирует проницательный портрет ведущей. На сей раз ее проницательность обращена к главе мощной охранной фирмы Е.Андреевой, и название выбрано в связи с героиней - "Елена Премудрая". Действительно, судя по передаче, Е.Андреева - личность незаурядная, умеющая реализовать свои способности. Но возникает вопрос: почему доктор наук, разработчик бесшовной одежды, дизайнер становится главой охранников. И для нашего общества? Не знак ли это нашего перевернутого времени? Мы ведь знали женщин - руководительниц силовых структур и в других формациях, но для этого отнюдь не обязательно иметь научные и технические способности. Впрочем, подобные размышления не посещают "проницательную" ведущую...
"Процесс" на ОРТ звучал объемно и актуально. В преддверии думских баталий о государственной символике произошла телевизионная разминка. И ведущие, и, главное, свидетели - И.Кобзон, В.Жириновский, В.Ерофеев - разносторонне высветили проблематику, вскрыли исторические корни гимна и даже возможные музыкальные интонации. А параллельно этому действу суд вершили телезрители: противники ныне звучащего гимна на треть обошли его сторонников. Что ж, обнаружился реальный фон для работы вновь избранных депутатов Думы.
Юрий Поляков, прозаик:
- Страшная (без иронии) история приключилась с корреспондентом радио "Свобода" российским гражданином А.Бабицким. Но она выглядит еще более страшно, когда пытаешься смоделировать подобную ситуацию за пределами нашего Отечества. Представьте себе, допустим, подданного Израиля, работающего, например, в британском Би-би-си и скитающегося по лагерям арабских террористов, имея на руках кучу удостоверений, подписанных руководителями Хэсбаллах. Невозможно! А у нас - возможно. И что интересно: в бесчисленных телекомментариях и сюжетах на эту странность никто почти внимания не обращает. А нажимают в основном на угрозу свободе слова. Хотя давно уже всем понятно, что во время войны превратно понятая свобода слова может стоить свободы и жизни сотням людей.