Спектакль в театре на Малой Бронной «Коломба, или Марш на сцену!» (режиссер Сергей Голомазов) посвящен событиям во французском артистическом мире более чем столетней давности, но, показанный в эти январские дни, неожиданно помог понять (думаю, не только мне) странный для многих интерес двух знаменитых французов – Жерара Депардье и Брижит Бардо – к российскому гражданству. Как все знают, Жерар его уже получил, Брижит пока только забросила удочку за двуглавой книжицей, кстати, цвета бардо. Чем же так «параллельны» сюжеты о жестких нравах французской богемы времен Сары Бернар и о сегодняшних политических демаршах Депардье и старушки ББ?
Между прочим, со слова «старуха» спектакль «Коломба, или Марш на сцену!» и начинается. Им называет свою мать сын героини – актрисы мадам Александры (вымышленный персонаж из эпохи Сары Бернар, сыгранный Верой Бабичевой). Автор пьесы Жан Ануй, кстати, был хорошо знаком с Брижит Бардо. В пик своей популярности актриса играла в спектакле «Приглашение в замок» по его пьесе... В нынешнем спектакле идет жесткая конкуренция между великой Сарой Бернар и мадам Александрой. Сара Бернар была мастером саморекламы – как говорится в спектакле Малой Бронной, «все, что Сара ни делает, бывает замечено». Мадам Александра воплощала в себе другую, не менее характерную человеческую страсть – пиарила себя не столько ради славы актрисы, сколько для прибыли, утверждая: «Деньги никогда не помешают». Совсем как Бардо, которую всегда упрекали в буржуазности – в материальном плане ББ проблем никогда не знала, даже на протяжении тех 40 лет, что не снималась в кино. Впрочем, все обвинения в прижимистости она отвергает – ведь деньги ей нужны для учрежденного ею Фонда защиты животных.
Теперь о том, как в сознание французов проникают понятия «Россия» и «русский». В спектакле «Коломба…» мадам Александра говорит о том, что на покупке русских акций можно очень хорошо заработать. Очевидно, мысленно отслеживая карьеру своей конкурентки Сары Бернар, которая любила ездить с гастролями в Россию, где ее восторженно принимали... Брижит Бардо никогда не любила ездить по миру (ей было достаточно родного Парижа и курорта Сен-Трoпе, а от приглашения в Голливуд она отказалась), и уж тем более не была она в России (в отличие от своей вечной соперницы Катрин Денев). Но забота о двух больных туберкулезом слонихах, которых хотят усыпить в одном из зоопарков Франции, наконец заставила ее посмотреть с надеждой и на нашу страну, где, по ее мнению, о сохранении природы пекутся больше. Кстати, занятно в контексте сюжета с туберкулезными слонами звучит в спектакле «Коломба…» ответ мадам Александры на просьбу сделать благотворительный вклад: «Не могу же я им отдать скульптуру Родена только потому, что они больны туберкулезом».
Мадам Александра – не такая уж циничная особа, какой хочет казаться, но во Франции деньги – один из трех китов жизни, наряду со славой и любовью. И притом главный. На этих китах стоит и жизнь Жерара Депардье, Брижит Бардо, Ален Делона, Катрин Денев… О том, как деньги уродуют семейные отношения звезд, в спектакле говорится на примере жизни мадам Александры. Между ней и ее сыном Жюльеном (Дмитрий Сердюк) – настоящая любовь-ненависть. Жюльен рассказывает о матери ужасные вещи: ради рекламы очередной постановки она в течение полугода не навещала его в пансионе (вживалась в роль матери-кукушки), а перед самой премьерой приехала с фотографами, чтобы запечатлеть любимого отпрыска, но, увы, сын оказался так истощен, что снимков не получилось... А что в жизни реальных звезд? Все непросто было у Жерара Депардье с его сыном Гийомом, погибшим четыре года назад. Младший Депардье написал книгу, в которой упрекнул отца в «равнодушии и нежелании заниматься собственными детьми». У Брижит Бардо – полная катастрофа с ее единственным сыном Николя (рождение которого не вписывалось в планы Бардо, как не вписывалось в планы мадам Александры рождения Жюльена). Сын подал на ББ в суд за то, что в своей книге она оскорбила его отца, – и выиграл процесс.
При этом мадам Александра, как и Депардье с Бардо (судя по их книгам-воспоминаниям), понимают, что слава, деньги – призрачны. Но у них нет выбора. Героиня Веры Бабичевой на вопрос: «Можно ли за деньги купить все, что угодно?», отвечает: «Нет. Он (один из мужей Александры – А.З.) хотел купить такую печень, которая бы без вреда переносила абсент. А поди купи ее?»
Возможно, Депардье, помимо низких российских налогов, в нашей стране интересует опыт сохранения в относительно рабочем состоянии печени при активном употреблении алкоголя? Ну а с Бардо понятно – ради подопечных зверей она так же готова на политические провокации, как когда-то ради личной карьеры – на провокации сексуальные. Своими демаршами звезды напомнили нам: современная Франция – не рай, деньги не сыплются там с неба, как манна, даже на самых знаменитых. Слишком многие их хотят, а страна маленькая. Борьба за каждый евро – бешеная... Вот почему в Россию так часто приезжает мадемуазель Катрин Денев, где ее всегда одаривают дорогими подарками; вот почему своим до гробовой доски стал Депардье…
– Я начала работать в театре с 13 лет и с тех пор каждый вечер выходила на сцену, и почему-то ни у кого ничего не просила, – признается героиня спектакля «Коломба, или Марш на сцену!», про которую ее сын говорит: «Сидит на своих сундуках и боится, что ее обворуют».
С 13 лет, не окончив среднюю школу, начал работать наборщиком в типографии бедный парень Депардье. С 18 лет работает Брижит Бардо (хотя она и девочка из очень богатой семьи). С 16 лет работал (в лавке своего отчима-колбасника) Ален Делон.
«Она ведет учет каждому франку, и у нее всегда отложено на черный день», написал о Брижит Бардо, своей первой жене, Роже Вадим (кстати, русский парень, его настоящая фамилия – Племянников). И в спектакле «Коломба…» слово «грош» в разных поворотах возникает постоянно. Даже свою суженую ревнивый злой муж называет «бедной двухгрошовой Коломбой».
Кстати, автор пьесы «Коломба, или Марш на сцену!» – по национальности баск. Возможно, поэтому он сумел посмотреть на французские характеры и поступки со стороны. Очень хочется, чтобы истории с Депардье, Бардо и другими французскими звездами побудили и нас, русских, как-то иначе взглянуть на самих себя. Не ерничать по поводу щедрости президента Путина, не пугать новым нашествием французов. Не тратить извилины на пустые версии – в каком районе Саранска или Москвы поселится Депардье, и поселится ли вообще? Не считать толщину его кошелька, а больше озаботиться собственными проблемами, силами, словами, временем. У нас есть свое искусство – театр, кино, музыка… Почему наши фильмы получают престижные международные премии – а свой, национальный прокат их не берет? Почему спектакли получают «Золотую маску» – а телевидение не показывает их?!
Мы не умеем себя рекламировать: слишком гордые, или слишком скромные, или слишком ленивые. Вот искусству продвигать себя стоило бы у французов поучиться. Так что, принимая Депардье в наши ряды, не ему, а нашим артистам скажем: «Марш на сцену!» В широком смысле слова.