Главная Культура 14:49 10 Января 2013 155
Демарш на сцену

О том, как спектакль театра на Малой Бронной помог понять истоки сегодняшнего нашествия знаменитых французов на Россию

Анжелика Заозерская

Спектакль в театре на Малой Бронной «Коломба, или Марш на сцену!» (режиссер Сергей Голомазов) посвящен событиям во французском артистическом мире более чем столетней давности, но, показанный в эти январские дни, неожиданно помог понять (думаю, не только мне) странный для многих интерес двух знаменитых французов – Жерара Депардье и Брижит Бардо – к российскому гражданству. Как все знают, Жерар его уже получил, Брижит пока только забросила удочку за двуглавой книжицей, кстати, цвета бардо. Чем же так «параллельны» сюжеты о жестких нравах французской богемы времен Сары Бернар и о сегодняшних политических демаршах Депардье и старушки ББ?

Между прочим, со слова «старуха» спектакль «Коломба, или Марш на сцену!» и начинается. Им называет свою мать сын героини – актрисы мадам Александры (вымышленный персонаж из эпохи Сары Бернар, сыгранный Верой Бабичевой). Автор пьесы Жан Ануй, кстати, был хорошо знаком с Брижит Бардо. В пик своей популярности актриса играла в спектакле «Приглашение в замок» по его пьесе... В нынешнем спектакле идет жесткая конкуренция между великой Сарой Бернар и мадам Александрой. Сара Бернар была мастером саморекламы – как говорится в спектакле Малой Бронной, «все, что Сара ни делает, бывает замечено». Мадам Александра воплощала в себе другую, не менее характерную человеческую страсть – пиарила себя не столько ради славы актрисы, сколько для прибыли, утверждая: «Деньги никогда не помешают». Совсем как Бардо, которую всегда упрекали в буржуазности – в материальном плане ББ проблем никогда не знала, даже на протяжении тех 40 лет, что не снималась в кино. Впрочем, все обвинения в прижимистости она отвергает – ведь деньги ей нужны для учрежденного ею Фонда защиты животных.

Теперь о том, как в сознание французов проникают понятия «Россия» и «русский». В спектакле «Коломба…» мадам Александра говорит о том, что на покупке русских акций можно очень хорошо заработать. Очевидно, мысленно отслеживая карьеру своей конкурентки Сары Бернар, которая любила ездить с гастролями в Россию, где ее восторженно принимали... Брижит Бардо никогда не любила ездить по миру (ей было достаточно родного Парижа и курорта Сен-Трoпе, а от приглашения в Голливуд она отказалась), и уж тем более не была она в России (в отличие от своей вечной соперницы Катрин Денев). Но забота о двух больных туберкулезом слонихах, которых хотят усыпить в одном из зоопарков Франции, наконец заставила ее посмотреть с надеждой и на нашу страну, где, по ее мнению, о сохранении природы пекутся больше. Кстати, занятно в контексте сюжета с туберкулезными слонами звучит в спектакле «Коломба…» ответ мадам Александры на просьбу сделать благотворительный вклад: «Не могу же я им отдать скульптуру Родена только потому, что они больны туберкулезом».

Мадам Александра – не такая уж циничная особа, какой хочет казаться, но во Франции деньги – один из трех китов жизни, наряду со славой и любовью. И притом главный. На этих китах стоит и жизнь Жерара Депардье, Брижит Бардо, Ален Делона, Катрин Денев… О том, как деньги уродуют семейные отношения звезд, в спектакле говорится на примере жизни мадам Александры. Между ней и ее сыном Жюльеном (Дмитрий Сердюк) – настоящая любовь-ненависть. Жюльен рассказывает о матери ужасные вещи: ради рекламы очередной постановки она в течение полугода не навещала его в пансионе (вживалась в роль матери-кукушки), а перед самой премьерой приехала с фотографами, чтобы запечатлеть любимого отпрыска, но, увы, сын оказался так истощен, что снимков не получилось... А что в жизни реальных звезд? Все непросто было у Жерара Депардье с его сыном Гийомом, погибшим четыре года назад. Младший Депардье написал книгу, в которой упрекнул отца в «равнодушии и нежелании заниматься собственными детьми». У Брижит Бардо – полная катастрофа с ее единственным сыном Николя (рождение которого не вписывалось в планы Бардо, как не вписывалось в планы мадам Александры рождения Жюльена). Сын подал на ББ в суд за то, что в своей книге она оскорбила его отца, – и выиграл процесс.

При этом мадам Александра, как и Депардье с Бардо (судя по их книгам-воспоминаниям), понимают, что слава, деньги – призрачны. Но у них нет выбора. Героиня Веры Бабичевой на вопрос: «Можно ли за деньги купить все, что угодно?», отвечает: «Нет. Он (один из мужей Александры – А.З.) хотел купить такую печень, которая бы без вреда переносила абсент. А поди купи ее?»

Возможно, Депардье, помимо низких российских налогов, в нашей стране интересует опыт сохранения в относительно рабочем состоянии печени при активном употреблении алкоголя? Ну а с Бардо понятно – ради подопечных зверей она так же готова на политические провокации, как когда-то ради личной карьеры – на провокации сексуальные. Своими демаршами звезды напомнили нам: современная Франция – не рай, деньги не сыплются там с неба, как манна, даже на самых знаменитых. Слишком многие их хотят, а страна маленькая. Борьба за каждый евро – бешеная... Вот почему в Россию так часто приезжает мадемуазель Катрин Денев, где ее всегда одаривают дорогими подарками; вот почему своим до гробовой доски стал Депардье…

– Я начала работать в театре с 13 лет и с тех пор каждый вечер выходила на сцену, и почему-то ни у кого ничего не просила, – признается героиня спектакля «Коломба, или Марш на сцену!», про которую ее сын говорит: «Сидит на своих сундуках и боится, что ее обворуют». 

С 13 лет, не окончив среднюю школу, начал работать наборщиком в типографии бедный парень Депардье. С 18 лет работает Брижит Бардо (хотя она и девочка из очень богатой семьи). С 16 лет работал (в лавке своего отчима-колбасника) Ален Делон.

«Она ведет учет каждому франку, и у нее всегда отложено на черный день», написал о Брижит Бардо, своей первой жене, Роже Вадим (кстати, русский парень, его настоящая фамилия – Племянников). И в спектакле «Коломба…» слово «грош» в разных поворотах возникает постоянно. Даже свою суженую ревнивый злой муж называет «бедной двухгрошовой Коломбой».

Кстати, автор пьесы «Коломба, или Марш на сцену!» – по национальности баск. Возможно, поэтому он сумел посмотреть на французские характеры и поступки со стороны. Очень хочется, чтобы истории с Депардье, Бардо и другими французскими звездами побудили и нас, русских, как-то иначе взглянуть на самих себя. Не ерничать по поводу щедрости президента Путина, не пугать новым нашествием французов. Не тратить извилины на пустые версии – в каком районе Саранска или Москвы поселится Депардье, и поселится ли вообще? Не считать толщину его кошелька, а больше озаботиться собственными проблемами, силами, словами, временем. У нас есть свое искусство – театр, кино, музыка… Почему наши фильмы получают престижные международные премии – а свой, национальный прокат их не берет? Почему спектакли получают «Золотую маску» – а телевидение не показывает их?!

Мы не умеем себя рекламировать: слишком гордые, или слишком скромные, или слишком ленивые. Вот искусству продвигать себя стоило бы у французов поучиться. Так что, принимая Депардье в наши ряды, не ему, а нашим артистам скажем: «Марш на сцену!» В широком смысле слова.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9470
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?