В Саранске за ВПП выкатился самолет с хоккейной командой на борту – к счастью, без жертв
Еще не утихла боль от авиакатастрофы «Локомотива» под Ярославлем, как едва не произошла новая трагедия. Самолет с хоккеистами «Ариады-Акпарс» в Саранске выкатился за пределы полосы, и лишь чудом обошлось без жертв. «Труд» вспоминает самые громкие авикатастрофы в мире спорта и выясняет у самих спортсменов, как они преодолевают аэрофобию.
В истории большого спорта было немало случаев, когда в авиакатастрофах погибали знаменитые атлеты, всенародные любимцы. Ведь профессиональный спортсмен чаще, чем кто-либо другой, совершает авиаперелеты — иногда десяток за неделю.
Советский спорт вышел на мировую арену во второй половине
6 февраля 1958 года весь футбольный мир потрясла трагедия, случившаяся с одной из лучших в мире команд — «Манчестер Юнайтед». Футболисты МЮ возвращались с матча Кубка европейских чемпионов. Самолет делал дозаправку в Мюнхене, и потом на взлете сильный снегопад не позволил набрать оптимальную скорость. Самолет пробил забор в конце ВПП и врезался в жилой дом. В числе погибших пассажиров (21 человек) пассажира было три тренера и восемь игроков МЮ, в частности
Никого не оставила равнодушным смерть футболистов «Пахтакора» 11 августа 1979 года. Самолет Ту-134, на котором команда летела из Ташкента в Минск, столкнулся в небе над Днепродзержинском с другим самолетом. Из 172 погибших 17 были игроками «Пахтакора», причем Владимир Федоров и Михаил Ан уже поиграли за сборную СССР.
И совсем еще свежа в памяти трагедия 7 сентября 2011 года в Ярославле, с воспоминаний о которой мы и начали рассказ. Самолет Як-42Д, при взлете столкнувшись с маяком, рухнул на землю. Из 45 человек, находившихся на борту, выжил лишь один радиотехник. Хоккеист Александр Галимов в течение недели находился в реанимации, но сильнейший ожог оказался несовместим с жизнью. Всего погибли 26 игроков, 4 тренера и 7 работников клуба. Прошлый сезон остался без участия ярославского клуба в КХЛ, но ныне возрожденный «Локо» выступает очень сильно.
Капитан олимпийской сборной СССР 1988 года по футболу Виктор Лосев рассказал «Труду», как он борется с аэрофобией:
— В 1979 году я был совсем молодым игроком, только начинал свой путь в большом футболе. Катастрофа с «Пахтакором», конечно, удручающе на всех нас подействовала. Но аэрофобия — довольно устойчивое чувство. И в большей мере оно зависит не от свежих впечатлений от трагедии, а от индивидуального характера самого человека, в том числе и от врожденных его качеств. Например, мой бывший партнер по «Динамо» известный форвард Александр Бородюк, несмотря на сотни перелетов, которые он совершил в течение карьеры, до сих пор каждый раз испытывает неприятные чувства внутри салона самолета. Очень плохо всегда переносил перелеты и один из массажистов сборной СССР. Но такова профессия людей, связанных с футболом. Насколько мне известно, здесь и помощь психологов не оказывалась достаточно эффективной. Человеку приходится бороться с этим неприятным чувством самостоятельно.
Вице-президент Федерации фристайла России, заслуженный врач РФ Михаил Бородянский говорит:
— Я долгое время работал врачом сборной России по фристайлу и с подобной проблемой ни разу не сталкивался. Но это вполне объяснимо: в наш вид спорта идут ребята и девчата, которых в народе порой называют безбашенными. Так что тривиальный авиаперелет им беспокойства не доставляет. Они сами ищут источники адреналина. А вот в молодости я был врачом у конькобежцев, и эти спортс-мены действительно зачастую страдали аэрофобией. Я знал также многих хоккеистов, в том числе и достаточно известных, которым неприятно летать на самолете. Играя в НХЛ, при поездках на календарные матчи они стараются больше пользоваться не самолетами, а автомобилями и поездами. Но в России пространства большие, и избежать частых перелетов невозможно. Как может психолог помочь спортсмену избавиться от страха во время полета, мне неизвестно. Но существуют современные медицинские препараты, которые абсолютно безвредны как в плане воздействия на организм, так и в плане проверки на допинг. Приняв таблетку, спортсмен может расслабиться в кресле и использовать дальний перелет как отдых между тяжелыми физическими нагрузками.