Проблему футбольных «договорняков» решают на самом высоком уровне
Вчера президент Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект, препятствующий противоправному влиянию на результаты спортивных соревнований — или, выражаясь футбольным языком, — договорнякам. На фоне антикоррупционной кампании, развернувшейся по всей стране, от внимания главы государства не ускользнула и ее составляющая в футболе, что болельщикам должно добавить оптимизма. «Труд» разбирался в истоках этой проблемы и путях ее решения с помощью экспертов.
Впервые гражданские власти заинтересовались столь узкоспортивной проблемой, как нечестные результаты, полтора года назад. Отправной точкой послужило открытое письмо главы Счетной палаты Сергея Степашина Владимиру Путину. Степашин (по совместительству — один из боссов ФК «Динамо») в красках описал коррумпированность отечественного футбола и призвал национального лидера навести порядок в авгиевых конюшнях. Вскоре стали циркулировать слухи о том, что для этих целей депутаты разработают специальный законопроект. Он ожидался прошлой весной, а затем осенью, но не срослось. Однако погруженность государства в спортивные вопросы за последнее время возросла настолько, что можно было не тревожиться: закон будет.
«Само начинание, бесспорно, положительное, — комментирует главный тренер юношеской сборной России по футболу Сергей Кирьяков. — Однако о его реальных перспективах говорить рановато. Они будут зависеть от того, какие пропишут санкции. Хорошо, что четко фиксируют понятия — что такое противоправное влияние на спортсменов, подкуп судей и тому подобное. Но самое главное — пункты о штрафах, уголовной ответственности. Если нарушения будут караться достаточно жестко, в серьезности намерений власти сомневаться не придется, и дело пойдет в гору».
За примерами жестких наказаний, способствовавших значительному прогрессу, далеко ходить не надо. Наиболее радикальными мерами ознаменовался скандал середины прошлого десятилетия в итальянском футболе, известный под названием «кальчополи». Туринский «Ювентус» был переведен в низший дивизион и лишен двух чемпионских титулов, а с четырех других клубов снято в общей сложности 67 турнирных очков и наложен запрет на участие в еврокубках. Отдельные фигуранты дела получили тюремные сроки, пожизненные дисквалификации и внушительные штрафы. В 2011 году по такому же пути пошла Турция: почти год полиция вела подозреваемых в организации договорняков и в итоге арестовала более 60 человек, среди которых — крупные по местным меркам бизнесмены и финансисты.
Надежда на то, что и нашим правонарушителям «дадут прикурить», имеет свои основания. Во-первых, это приближающийся чемпионат мира по футболу 2018 года: чем меньше времени до форума, тем более пристальное внимание приковано к России, которая во имя национального престижа обязана обновить не только инфраструктурный облик, но и моральный. Кроме того, стремление к чистоте спорта встраивается в общий контекст борьбы с коррупцией. Борьбы, из года в год набирающей обороты.
«Коррупция стала у нас популярна в девяностых — начале нулевых, и сейчас начинается противодействие этому явлению на всех фронтах, во всех отраслях, — утверждает Кирьяков. — Это назрело, накипело. Если такое направление выбрано нашим президентом, значит, и спорт не должен оставаться в стороне, ведь он — часть общества, его зеркало. Если у кого-то еще оставались подозрения, что в спортивной нечистоплотности заинтересованы верхи власти, то внесением законопроекта в Госдуму Путин их отсекает. Поставленная им цель оправдана и осуществима».
Любопытно, что футбольная общественность уже сделала первый шаг на пути к ее осуществлению. Им стал: роспуск экспертного совета по борьбе с договорными матчами при Российском футбольном союзе. Дело в том, что совет не обладал весомыми полномочиями и скорее создавал видимость деятельности. Вместо него планируется создание мощной структуры, способной, опираясь на новый закон, решать вопросы без лишних проволочек.
Это в интервью «Труду» подтвердил глава распущенного совета Анзор Кавазашвили. «У нас была общественная комиссия, возможности которой сильно ограничены. Мы могли только выносить экспертные заключения по спортивным санкциям, а передавать дело в правоохранительные органы — нет. Новый президент РФС Николай Толстых решил, что такой совет не нужен. Не думаю, что Толстых пожелает плохого нашему футболу. В девяностые годы он, помнится, даже снимал с первенства ПФЛ команды, занимавшиеся закулисными играми. Уверен, борьба за чистоту футбола должна продолжаться. Сейчас этим начали заниматься на уровне УЕФА — офицер по безопасности регулярно присылает в РФС отчеты и аналитические записки. Так что отсиживаться в тени у нас просто нет возможности», — заключил Кавазашвили.