Евгений Евтушенко отмечает день рождения – через полгода, зато с блеском
10 января в московском Доме книги на Новом Арбате состоится встреча с поэтом Евгением Евтушенко. А 11 января он отбывает в США, где преподает литературу и кино сразу в двух американских университетах. В Москву он прилетал, чтобы отпраздновать свой юбилей на родной земле. Правда, 80 лет поэту исполнилось еще 18 июля, но летом он перенес операцию и смог выбраться к своим читателям только под занавес прошлого года...
Зато ему было чем отчитаться перед своими поклонниками. Свидетельством тому стал почти четырехчасовой вечер, который поэт с присущим ему темпераментом и блеском провел в Политехническом музее. А на встрече с читателями в магазине «Библио-глобус», где побывали обозреватели «Труда», Евгений Александрович с гордостью рассказал, что в 2012 году у него только в российских издательствах вышло шесть книг. Это, в частности, сборник лирических стихов 2005–2011 годов «Можно все еще спасти», воспоминания об истории поэмы «Бабий яр» и 13-й симфонии Шостаковича, переиздание романа «Ягодные места»…
Но, пожалуй, самая ударная из появившихся на прилавках книг Евтушенко – это сборник «Счастья и расплаты». В него вошли новые стихи, в том числе любовно-авантюрная поэма «Дора Франко», законченная Евгением Александровичем в ноябре прошлого года и уже переведенная на английский, испанский, итальянский языки. Более того, в Италии, где Евтушенко очень любят и ценят, поэма уже успела получить престижную литературную премию Пен-клуба. А вот в России она только выходит к читателю.
– Моя поэзия, – рассказывает Евгений Александрович, – всегда была исповедального характера. Я никогда ничего не прятал от своего народа. Ни политических взглядов, ни оценок всего, что происходит в стране и мире. Рассказывал и о своей личной жизни. И все-таки что-то незаметно для самого себя утаивал на глубине души. И вот сейчас пришло время доисповедоваться перед своими читателями. Поэма «Дора Франко» – это и есть моя доисповедь, в которой я рассказываю о сложной политически-любовной коллизии, в которой я оказался в 1968 году. Это, как все помнят, год ввода советских танков в Чехословакию, который вызвал мой яростный поэтический и гражданский протест, но и памятный для меня год, когда я оказался в Латинской Америке, где влюбился в знаменитую фотомодель, а ныне фотохудожницу Дору Франко.
– Эту поэму, – продолжает Евгений Александрович, – я написал, так уж случилось, в канун серебряной свадьбы со своей женой Машей, которая до недавнего времени даже не подозревала о существовании этой женщины. Но Маша меня поняла, ведь бессмысленно ревновать к прошлому. Поняли меня и наши сыновья Женя и Митя. Что касается Доры Франко, которая с тех давних пор мало изменилась, то она охотно дала мне добро на публикацию поэмы. По ее словам, благодаря моим стихам она увидела себя и тогдашнюю ситуацию в мире совершенно новыми глазами.
На вопрос обозревателя «Труда» о ближайших творческих планах Евгений Евтушенко, подписывая нам свои книги, с воодушевлением рассказал, что уже нынешней весной в свет выйдут первые два, а то и три тома антологии «Х веков русской поэзии». Напомним, первые главы из нее на протяжении почти двух лет печатались в нашей газете. «Труд» первым оценил масштаб и новизну этого грандиозного замысла. Летом, во время каникул, поэт планирует проехать с чтением стихов из антологии по России.
А еще Евгений Александрович рассказал «Труду», что театр на Таганке готовит спектакль по его произведениям.
– Это будет коллаж из моих стихов, фрагментов прозы, публицистики. У меня было свое видение этой композиции, но мой друг и замечательный актер и режиссер Вениамин Смехов подготовил свою, очень интересную версию инсценировки, и я не стал ему мешать. Надеюсь, что эта работа органично впишется в традицию таких поэтических представлений, когда-то прогремевших на сцене Таганки, как «Товарищ, верь!», «Послушайте!», «Павшие и живые», «Антимиры»…
Свой очередной, 81-й по счету день рождения Евгений Александрович собирается отметить будущим летом на родине. И сделать это вовремя, без опозданий. И, как повелось, на сцене Большого зала Политехнического музея. Как известно, у поэта с музеем подписан контракт на 25 лет. 18 из них Евтушенко уже честно отработал. Осталось еще семь лет. Но с согласия сторон, лукаво заключил в конце нашего разговора Евгений Александрович, контракт может быть продлен на сколь угодно длинный срок…