Казалось бы, сущий пустяк. Но на самом деле разлука с собственным чадом всего на несколько часов кажется порой просто непереносимой. Сердце кровью обливается, когда думаешь о том, что с ним может произойти, пока находишься на работе. Мучаешься, места себе не находишь. Бежишь домой сломя голову, чтобы спасти от мнимых и реальных опасностей, накормить, прижать к себе и расцеловать. Но жить в таком стрессе постоянно - невозможно. Хотя каждому трезвомыслящему родителю понятно, что без этого, увы, никак не обойтись. Как же научиться без сердечной боли оставлять ребенка одного дома? Как оградить его от опасностей, которыми наводнена наша сегодняшняя жизнь?
ТРУДНОСТИ РОСТА
Согласитесь, есть определенный возраст, до которого оставлять ребенка одного, без присмотра просто нельзя. Считается, что минимум до того дня, когда ему исполнится пять лет, за его безопасность полностью отвечают взрослые. Правда, далеко не все родители могут находиться ежесекундно рядом со своим чадом. Обстоятельства бывают разные. Например, мама-трудоголик и года не может просидеть дома, рвется в бой или ей приходится идти работать потому, что мужниной зарплаты недостаточно для содержания семьи. Тогда взрослые перепоручают заботу о безопасности своих детей воспитателям в яслях и детских садах, бабушкам и дедушкам или нанимают няню. Когда чадо идет в школу, родители и тут стараются подстраховаться - тратятся на бонн и гувернанток. Но чем старше ребенок, тем труднее подстроиться под его расписание: "драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота". Тем, более нужно, скрепя сердцем, позволить-таки ему учиться проявлять самостоятельность: одному возвращаться из школы домой, разогревать обед, готовить уроки, гулять с друзьями на улице. И в этом ведь тоже проявляется взросление. С какими проблемами могут столкнуться родители и дети в этой ситуации? И как сделать ее более комфортной для обеих сторон?
ЧЕГО МЫ БОИМСЯ?
Как ни драматично это прозвучит для трепетных родителей, но становление ребенка, его взросление идет рука об руку с его первыми самостоятельными шагами. Как в переносном, так и в прямом смысле. Мы же понимаем, что всю жизнь водить его за руку, быть рядом и решать насущные проблемы ребенка мы не сможем. Поэтому первый шаг, который должны сделать мы, родители, - проанализировать, чего же на самом деле мы боимся, когда оставляем горячо любимого недоросля без присмотра. Иначе говоря, нам придется облечь в слова, сформулировать свои страхи.
Нетрудно догадаться, что страхи бывают двух типов. Те, что мы отнесли к первому типу, ничего общего с реальностью не имеют. Они подходят под определение "у страха глаза велики". То есть, когда мы придумываем ужасные невероятные ситуации, в которые непременно попадет наше ненаглядное чадо, в то время, пока нас нет рядом. Например, нашего мальчика укусила коварная муха цеце, которую совершенно случайно в единственном экземпляре завезли из Африки именно в ту школу, где он учится. Нам необходимо срочно доставить его в институт тропической медицины. Так как малейшее промедление смерти подобно. Или по ошибке военных во время учений войск НАТО в пустыне Сахара именно в наш дом попала их бомба "земля-земля". И наше раненое осколками дитя лежит под обломками, плачет и ждет, когда же его найдут спасатели.
Согласитесь, обе ситуации, мягко говоря, маловероятные и даже бредовые. Поэтому, трезво рассудив, отринем их и постараемся не фантазировать больше в этом ключе накручивая себя.
Вторая группа страхов, которые мы испытываем, когда наши дети пребывают без присмотра, вполне реалистичны. Они касаются как вполне бытовых вещей: ребенок играл со спичками, - в итоге, сожженная дотла квартира. Или сорван кран на кухне, и вода хлещет во все стороны. В общем, всемирный потоп, мягко говоря, ничто по сравнению с нанесенным вашей квартире и соседям ущербом. Кроме того, реальную опасность могут представлять другие взрослые: бояться надо квартирных воров и мошенников. Не хочется вас пугать, но педофилия в наше неспокойное время - явление нечастое, но столкнуться с ним можно. Об этих и других подобных ситуациях надо разговаривать с детьми. Объяснять, чем это может им грозить и как можно избежать опасностей.
У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
Оксана Островская, 35 лет. "Я ращу сына одна, и мне приходится много работать. Поэтому до 9 лет Алеша был на попечении сначала няни, потом бабушки (моей мамы). Но недавно мама заболела и отказалась сидеть с внуком. Я подумала, что мальчик уже достаточно большой и сможет один дойти из школы до дома и провести дома в одиночестве несколько часов. Но когда впервые мы провернули этот эксперимент, я не могла работать, поминутно звонила ему, проверяла, все ли с ним нормально. Каких только ужасов я не нарисовала в своем воображении: толпа педофилов, которая выслеживает моего мальчика по дороге из школы домой, пожар и наводнение в квартире. В конце концов я отпросилась с работы и сорвалась домой. Оказалось, что Алеша прекрасно сам дошел до дома, и когда я ворвалась в квартиру, ожидая увидеть нечто ужасное, он тихонько сидел в комнате и смотрел мультики. Мне даже показалось, что мой неожиданный приход его очень напугал".
Если вы пришли к выводу, что, когда вы оставляете ребенка одного, вас мучают необоснованные страхи, задумайтесь. "Скорее всего, эти страхи из вашего личного багажа, они "всплыли", оформились из личного травматического опыта, полученного в детстве, - комментирует психолог Анна Власова. - Если вовремя не прекратить беспочвенно бояться всего вокруг, ваш ребенок бессознательно начнет испытывать подобные чувства. Все это приведет к тому, что ребенок станет неуверенным в себе, мнительным, любой свой шаг он будет совершать с тревогой и оглядкой. Поэтому стоит отдавать себе отчет в том, что ваши страхи беспочвенны и к жизни вашего ребенка они не имеют отношения. Помощь в этом случае скорее нужна вам, а не вашему ребенку".
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Варвара Уварова, 40 лет. "Когда я впервые оставила дочь Лукерью одну дома, ей было 12 лет. Я считала, что она вполне самостоятельная девочка и особых тревог, как она дойдет до дома и чем будет там заниматься, у меня не было. Однако, когда я позвонила ей, чтобы узнать как у нее дела, она не взяла трубку. По моим расчетам, она уже должна была дойти до дома. Я начала волноваться, собиралась уже ехать домой, но она перезвонила сама. Оказалось, что, почувствовав свободу и самостоятельность, она после уроков пошла к подруге, где они заигрались, поэтому она и не услышала моего звонка. Все кончилось хорошо, но этот час, пока Луша мне не перезвонила, я думала, что поседею".
Это тот случай, когда страхи и тревоги матери имели под собой реальную основу. Действительно, есть много ситуаций и обстоятельств в жизни наших детей, когда у нас имеется вполне обоснованный повод для беспокойства. Ведь ребенок иногда совершает непредсказуемые поступки. При этом мы-то уверены в том, что подготовили его, рассказали о технике безопасности, о последствиях, которые его ждут в случае, если он нарушит правила. Но жажда приключений, дух первооткрывателя могут напрочь выветрить из головы все то, о чем мы ему не раз говорили. "Чтобы предотвратить такую ситуацию в будущем, стоит начать "осваивать" опасные моменты жизни с детства (лет с трех-четырех), - говорит психолог Анна Власова. - Именно в этом возрасте стоит при помощи игры и готовых алгоритмов проговорить, что делать можно, а что - категорически нельзя. Так, например, можно играть в вопрос и ответ. Скажем, задать вопросы "Тебе можно зажечь газ?" или "Если незнакомец позвонит в дверь, можно ему открыть или нет?". Важно, чтобы ребенок знал ответ и мог аргументированно рассказать, что ему грозит в том случае, если он все-таки нарушит эти правила. Иными словами, чтобы он знал, почему этого делать нельзя".
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ... РЕБЕНКА
Мы привыкли думать о собственных переживаниях и страхах. А что же испытывает сам ребенок, когда оказывается один? Тут целый спектр разнообразных чувств и эмоций. Мы говорим о детях, которым перевалило за 8 лет. Они уже достаточно разумны, и их можно отпускать гулять и оставлять дома в одиночестве. Они, конечно, могут чувствовать себя брошенными и оставленными. Но к этим чувствам примешивается еще одно - эйфория оттого, что получили, пусть на время, свободу и самостоятельность.
Находясь в таком состоянии, ребенок, действительно, может что-нибудь учудить. Поэтому вам, тревожным родителям, не стоит раздувать из мухи слона, если произойдет что незначительное (вроде разбитой вазочки или загула с подругой, когда ребенок не слышит звонка мамы). Это не трагедия. "В этом случае стоит спокойно и по-деловому поговорить с ребенком, не нагнетая и не запугивая его, - утверждает Анна Власова. - Если же вы впадете в истерику, то рискуете напугать свое чадо. В результате, любой его самостоятельный поступок будет вызывать у него как минимум тревогу, как максимум ужас".