МОЛОДЫМ КУДА У НАС ДОРОГА?

Первый выпуск "Книжной полки" в новом году логично начать с новых имен в литературе. Обычно начинающие публикуются в коллективных сборниках, которые злые языки называют "братскими могилами". Зато среди многих авторов, собранных под одной обложкой, у каждого читателя есть шанс найти для себя кого-то интересного.

Сегодня главная "писательская Мекка" для юных талантов - форум молодых писателей России в подмосковных Липках. Через него прошли практически все известные молодые имена - Василий Сигарев и Захар Прилепин, Илья Кочергин и Роман Сенчин, Сергей Шаргунов и Ксения Букша... По итогам форума ежегодно выпускаются сборники "Пролог: Молодая литература России" и "Новые писатели". В них представлены лучшие образцы прозы, поэзии, критики и публицистики, переводов, драматургии, детской литературы.
Начинающих часто упрекают в "чернухе", эгоцентризме и ворчат при этом: "Вот Лермонтов в ваши годы..." Но, как заметил другой великий, "не сравнивай - живущий не сравним"... Писатель интересен тем, что не умещается в общие рамки, в том числе возрастные. К тому же у наших юных современников иной жизненный опыт, чем у Лермонтова: у них - "школа - институт", у него - раннее сиротство, война на Кавказе...
Хотя и среди "новых прозаиков" два автора из пяти представлены рассказами о Чечне. Это проза биографическая, "фотографическая" даже, без цветистых описаний природных красот, присущих классике: "Мы въехали в небольшой поселок Биной. День был ясный, по-летнему солнечный. У колодца развернулись, бойцы стали набирать воду. Самые обычные дома, низкие, с невысокими крышами, как хаты в донских станицах, старики сидели на скамейке. Я смотрел на людей, а они смотрели на меня, в их спокойных взглядах не было враждебности. Я держал в руке автомат и стоял на чужой земле; чувство силы, опасности, гордости, чувство русского офицера, на которого смотрят, смешались во мне" (Александр Карасев). "Конец марта 1996 года. Заступив на пост по охране здания Управления ФСБ по Чеченской республике, мы увидели, что во двор управления заехали несколько КамАЗов. Как и предупреждал комендант - караван из Пятигорска прибыл. Открыв кабину первой машины, я задал стандартный вопрос, которым встречали у нас всех вновь прибывших. Водка, сало, черный хлеб есть?.. Заглушив дизеля, шоферы вышли к нашему костру. Сыро и холодно мартовскими ночами в Грозном..." (Дмитрий Краснопеев).
Точность деталей используется и в мирной жизни. В пьесе Фарида Нагима "День Белого цветка" к главному герою Радику приезжает в Москву младшая сестра Лилька и первым делом просится на Красную площадь и... в "Макдоналдс". Через бытовые мелочи автор старается подняться до обобщений: "Какой "Макдоналдс"?! Мировая пошлость! Да вообще все ваше поколение ненужное какое-то, вас не в то время запланировали. "Макдоналдс". Новое поколение выбирает "Пепси", а что вам еще выбирать, вам и выбирать-то нечего!"
Для тех, кто ценит в литературе информативность. Ведь нынешним молодым приходится жестко бороться за читателя. И не столько со старшими собратьями по перу, сколько с интернетом и ТВ.
Хотя, если судить по творчеству финалистов конкурса "Дебют", "поколение "Пепси" на самом деле выбирает чего покрепче. Может быть, это возрастное: в Липки приезжают писатели до 35 лет, а самым "старым" дебютантам - 25. Питие имеет экзистенциальную подоплеку: это и борьба с окружающим миром, и попытка компромисса с ним же, и лекарство от мерзостей жизни... Сборник "Периметр счастья", куда вошли лучшие авторы номинации "Крупная проза", открывается "Холодным пивом в солнечный день" Дмитрия Фалеева: "Де'Митрий Дровоедов сидел у окна и пил... В одиночку. Против целого мира. Это был храбрый человек". "Определив, кто ты есть, не задаешь себе никаких вопросов о смысле жизни... Даже не спрашиваешь себя больше: пить или не пить? Ясное дело - пить!" - солидарна героиня Ильмиры Болотян ("Tuberculum"). Повесть "Без слез" Марины Кошкиной начинается с возлияний неприкаянных подростков:
"- Вчера пил с Сашкой пиво. Позавчера водку. Позапозавчера тоже... - начал объяснять Вандал.
- Ничего, - перебил Макс. - Печень пока не болит, и хрен с ним..." Что еще делать среди "долбаных дегенератов", которые "заполняют всю жизнь"?
Для ровесников юных авторов и тех, кто хочет решить полюбовно вечный спор "отцов и детей". А для этого понять внутренний мир "молодой шпаны, что сотрет нас с лица земли" (как пел БГ).
"Опять чернуха!" - скривится читатель. Но и самый черный цвет может иметь просветы надежды. Вон как жизнеутверждающе звучит название сборника "Гремят раскаты молодые", изданного по итогам международного конкурса газеты "Литературная Россия". Знаете, в чем заключается "Мечта поколения" (заглавие рассказа Владимира Гуреева)? Столичный журналист оставляет работу на телевидении и с семьей переселяется в деревню. И счастлив, что сумел "вот так взять и сорваться. Всех с Москвой что-то связывает: надежды, работа, жилье, перспективы. Все бегают по кругу, головы не подымают. Разве это свобода?" Правда, подзаголовок "Мечты поколения" - "современный рассказ-утопия"... Да и автору уже не 25 и не 35 даже. Как и многим другим участникам сборника: кому за 40, кому за 50... Как у Ильфа и Петрова: "Молодая была немолода". Видимо, "раскаты молодые" - про тех, кто молод душой.
Для любопытных, жаждущих знать об авторах больше, чем стандартное "родился-учился-работал". Им помогут наброски к словарю молодых писателей Вячеслава Огрызко. Например, сначала читаете подборку Максима Лаврентьева ("Что ты ходишь вечно хмурый,/ Говоришь на все "фигня"?/ Со своею музой-дурой,/ Со своей литературой/ Ты уже достал меня"). Потом узнаете: автор "поступил в музыкальное училище им. А.Шнитке. Но не каждому парню дано выстоять в девичьем царстве. Максима обилие девиц стало тяготить... и он ушел в автосервис... Однако в итоге победила страсть к стихотворчеству".
Благодарим за предоставленные книги Торговый дом книги "Москва" (ул. Тверская, 8).