Главное место паломничества нескольких поколений советских людей и сегодня пусто не бывает. В первый день работы мавзолея нашлось немало желающих сходить в гости к дедушке Ленину - в основном группы экскурсантов из других городов. Вход по-прежнему бесплатный, меры безопасности самые серьезные. Уже на подходе к Красной площади гостей встречает сотрудник федеральной службы охраны.
- Видеокамера, фотоаппарат имеются? Сдавайте в пункт приема, после осмотра заберете. Ничего нет? А телефон у вас с камерой? Сдавайте!
И у пункта приема личных вещей, и около рамок-металлоискателей выстаивается очередь. Впрочем, двигается она довольно быстро. "Хоть посмотрим на него, а то, может, похоронят скоро", - слышится в очереди.
Сотрудник охраны на входе, узнав, что перед ним журналист, надолго уходит куда-то с моим удостоверением, потом возвращается и делает весьма загадочное заявление:
- Проходите, но вам запрещено делать какие-нибудь записи в блокнот и вступать в контакт с людьми.
В ответ на мое недоумение сотрудник охраны поясняет:
- За вами установлено видеонаблюдение, будете с кем-то общаться или что-то записывать - будем звонить вашему начальству. Могут быть неприятности.
Спускаюсь по мрачноватой лестнице в мавзолей. Сотрудники Федеральной службы охраны стоят через каждые пять метров. Ленин по-прежнему лежит в центре зала, в черном костюме. Правда, разглядеть его не успеешь - не проходит и минуты, как мне предлагают покинуть помещение.
- Я бывала в мавзолее еще в советские годы, - рассказывает посетительница Татьяна Вавилова. - Помню, два часа стояли на морозе в очереди, ждали... Сейчас уже тридцать лет живу в Москве и вожу сюда своих гостей на экскурсию. Вот племянник приехал, пришли посмотреть. Мне показалось, что Ленин даже как-то помолодел, морщин меньше стало, бородка поаккуратнее.
- Сегодня много рассуждают - настоящий в мавзолее Ленин или кукла, вот я и пришел посмотреть, - говорит Павел, приехавший в столицу из Перми. - Вроде настоящий... Никаких особых эмоций я не испытал - в ту эпоху не жил, и судить не могу. Многие мои знакомые приезжали в Москву и не могли попасть в мавзолей, а у меня удачно получилось - как раз первый день после открытия, и в очереди не стоял.
А в нескольких метрах от толпы посетителей по традиции приветствует Ленин живой. Сто рублей - и лицо русской революции сфотографируется с любым желающим. Живой Владимир Ильич уже давно конкурирует со своим забальзамированным прообразом. С особенным интересом на вождя мирового пролетариата смотрят дети.
- Все пропили, прогуляли за праздники - мало желающих фотографироваться, - жалуется Ильич. - А я ведь тоже и в гроб могу лечь, если надо. Кроме шуток. Вот, смотри, на фотографии. И из мавзолея могу живым хоть выйти, а хоть выползти, - Ленин показывает свою фотографию на входе в мавзолей. - Все-таки уже шестнадцатый год в образе...