- Олег, как ты относишься к тому, что тебя называют "номером один" среди бардов?
- Всякие рейтинги - дело сугубо субъективное. В конце концов каждый человек выбирает, кто у него самый любимый, самый первый. Пусть даже этот певец больше никому не известен, но его манера ложится на душу, соответствует темпераменту, культурному развитию, интеллекту слушателя. Для кого-то N1 - Юра Шатунов (экс-"Ласковый май"), для другого - Алик Мирзоян (прекрасный бард, известный в узких кругах интеллигенции). Понятно, что любителей песен Мирзояна намного меньше, чем фанов Шатунова. Хотя мне жаль, что это так.
- При таком количестве концертов, что ты нынче даешь, возникает мысль об опасности заштампованности...
- Вряд ли. У нас с Леонидом Марголиным (гитарист, аранжировщик и композитор, сотрудничает с Митяевым. - М.С.) обычно нет заранее составленной программы концерта. Все зависит от аудитории, от ее реакции.
- Твои клипы просты, безыскусны. Говорят, ты чуть ли не сам их снимаешь...
- Просто и безыскусно - это еще мягко сказано. Я бы назвал их убогими (смеется). Будь моя воля - вообще клипов бы не снимал, потому что это не моя профессия. Но приходится считаться с законами шоу-бизнеса. Вообще-то я убежден, что лучшее видео - это аудио. В том смысле, что клипы навязывают зрителю свои образы, а аудио, наоборот, раскрепощает фантазию. Моя мечта - дожить до времен, когда только бы тем и занимался, что придумывал слова, музыку и иногда пел на концертах. Может, еще доживу - если государство наконец приструнит "пиратов", которые пока что господствуют на рынке звукозаписи. В этом случае нам, авторам, должны пойти какие-то гонорары, а значит, появится возможность давать поменьше концертов, заняться сочинением песен. Ну а пока концерты - главный способ заработать. Этим наши артисты отличаются от западных.
- Как расслабляешься после таких тяжких трудов?
- Помнишь, как в анекдоте: "А я не напрягаюсь!.." Вот и я считаю, что расслабляться нечего, если не в шахте вкалываешь, не вагоны разгружаешь. Ну а если всерьез, то мне кажется чудовищным, когда человек идет на нелюбимую работу, трудится 11 месяцев в году, а потом, счастливый, бросает все и - в отпуск. От этого состояния надо бежать, творческая работа должна приносить радость, быть твоим естеством.
- Но ты же все-таки уходишь иногда в отпуск. Недавно, знаю, в Непал ездил...
- Непал - удивительная страна! Ночуешь на берегу реки, под открытым небом, а небосклон со звездами движется над тобой с невероятной скоростью... Действительно понравилось. Но почти все нынешнее лето я провел на подмосковной даче. Это понравилось еще больше. Сидишь на природе, песни сочиняешь. Если кто-то хочет увидеть тебя по делу или без дела, говоришь: "Приезжай!" А дальше - шашлычок, банька, разговоры по душам, гитара. Не напрягаясь и не особо расслабляясь. К тому же в соседях у меня хорошие люди: Виктория Токарева, Петр Тодоровский, например.
- Любишь общаться с элитой?
- Я вывел для себя формулу: среди людей известных попадаются и интересные! Правда, к мысли этой пришел, что называется, от противного: несколько раз оказывался в ситуации, когда собеседник - человек, бесспорно, известный, а говорить с ним не о чем.
- С Петром Тодоровским вы не только ходите друг к другу в гости, но и делаете что-то вместе в кино...
- Я действительно написал песни для четырехсерийного фильма Одесской киностудии "С должностными лицами... ", снятого по сценарию Тодоровского. Он должен вот-вот выйти. Возможно, Петр Ефимович (он ведь сам отлично поет) запишет еще и диск вместе с Леонидом Марголиным.
- Тебе довелось общаться с Булатом Окуджавой. Мог бы рассказать что-то об этом?
- Мог бы, наверное... "Мы с Окуджавой" - нескромно как-то. Я действительно захаживал в гости к Окуджаве в Безбожный переулок, ездил на его дачу в Переделкино. После того как мы познакомились и я попел ему свои песенки, мне хотелось общаться и дальше, но чем я мог быть интересен Булату? И тогда я стал предлагать: "Булат Шалвович, а хотите, я вас с Макаревичем познакомлю?" Потом звонил Андрею: "Хочешь познакомиться с Окуджавой?" Привозил я в Переделкино и Иващенко с Васильевым, тогда еще не таких известных, как сейчас, после их мюзикла "Норд-Ост". Были добрые такие вечерние посиделки с выпивкой и закуской. Но однажды я зашел в Безбожный переулок и увидел в прихожей несколько зонтов. Заглянул краем глаза в гостиную, там Зиновий Гердт, Давид Самойлов, еще кто-то. Конечно, мне хотелось к ним присоединиться, но ума хватило понять, что не моя это компания, и я тихо удалился. У Булата Шалвовича была своя, богатая знакомствами и дружбами жизнь, в которую мне было не войти.
- Кстати, нравится тебе памятник Окуджаве на Арбате?
- Я, конечно, не искусствовед и мнение высказываю дилетантское. Но мне приятно было посмотреть на композицию и даже посидеть за бронзовым столом. У меня это первый случай, когда я знал человека, и вот он в бронзе. Монументально. Но невольно думаешь: "Окуджава был... немножко не такой".
- В твоей трудовой книжке можно прочитать: электромонтажник, тренер по плаванию, дворник, завклубом, артист...
- Электромонтажником я числился во время учебы в техникуме и еще полгода перед армией (Митяев служил на флоте. - М.С.). Помню, вставал в пять утра и сначала спешил в бассейн, где проплывал километра два. Затем перся на строительно-монтажный участок, где меня ждали заскорузлая роба и звенящее от мороза железо. Во время обеда, быстренько перекусив, ложился спать на фуфайках в вагончике. Поднимался и вновь работал, после чего бежал на вечернюю тренировку. Когда доползал до дома, бухался в постель и во сне опять "плыл" по водной дорожке, пока в пять утра не звонил будильник... Когда впоследствии я недолго работал тренером, то вытаскивал десятилетних пацанов из воды и говорил: "Ну зачем тебе это надо? Есть же кино, музыка, жизнь вокруг такая многообразная - а ты день-деньской от стенки к стенке гребешь". Ребята воспринимали это как провокацию и отвечали: "Хочу стать олимпийским чемпионом!"
- А как смотрелся Митяев в качестве дворника с метлой в руках?
- По-моему, убедительно. Я вообще считаю, что труд дворника способствует гармоничному развитию личности. Это профессия будущего! Ведь в ее основе заложено идеальное сочетание физического и духовного: упражнения с метлой плюс общение с природой. Ты встаешь вместе с солнышком, наблюдаешь за листочками, деревьями, кустами...
- Как продвигается твой новый проект - диск на стихи Пушкина?
- Есть пример Алексея Германа, который снимает картину не месяц-два, как большинство других постановщиков, а долгие годы, зато - на века. С диском на стихи Пушкина, похоже, долгая история. Правда, одна мощная составляющая, которая не подлежит обсуждению, у нас уже есть - это стихи Александра Сергеевича. Теперь остается "подтянуть" музыку и исполнителей.
- Музыку, очевидно, снова напишет Леонид Марголин, с которым вы уже выпустили диск "Ни страны, ни погоста" на стихи Иосифа Бродского?
- Я рассчитываю на Марголина, но если он не со всем справится, придется привлекать кого-то еще.
- Например, Митяева?
- Нет, Андрея Петрова, Давида Тухманова, еще кого-то из профессиональных композиторов. Себя к таковым не отношу. Я и петь-то в этом проекте не хочу, лучше привлечь прекрасные певческие силы - такие, как Тамару Гвердцители, Юлию Началову, белорусских "Песняров", а может быть, и совсем молодых, пока не известных певцов. В свое время альбом Тухманова "По волне моей памяти" на стихи поэтов-классиков поразил всех не только яркими мелодиями, глубокими текстами, но и звонкими молодыми голосами...
- Олег, сведения о твоей личной жизни очень скупы. Ты сознательно прячешься?
- Почему? Я женат, имею троих сыновей и дочь. Старший, Cергей, к своим 22 отслужил в армии, ищет себя. Средний, Филипп, поступил в Щукинское училище на актерское отделение, но со второго курса ушел и теперь учится на вечернем на экономиста, работает. Младший, Савва, еще школьник, а дочка Дарья еще меньше. Вот тот минимум, дальше которого мне не хотелось бы раскрываться.
Беседу вел