И ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ ГОВОРИТ

За последние десять-пятнадцать лет в эфире появилось великое множество передач, которые числились по разряду "интервью". Многие тележурналисты ловко использовали повышенный интерес публики к лидерам, выдвинутым временем перемен. Не умея толком строить беседу, не отличаясь способностью задать продуманный, четко сформулированный вопрос, они рассчитывали на "самораскрытие" своего гостя, сознательно уходя в тень. Именно таких интервьюеров в профессиональной среде презрительно называли "подставкой к микрофону".

Поэтому, наверное, за эти годы запомнились совсем не многие. Элегантный, работающий в западном "холодном" стиле Урмас Отт, обаятельный и открытый Эльдар Рязанов, ироничный Леонид Парфенов, "недоверчиво"-жесткий Андрей Караулов, доброжелательный и дотошный Владислав Листьев... При том, что каждый из них сам был личностью, ни у одного не чувствовалось желания заслонить собой собеседника, навязать ему свое видение мира.
К сожалению, никто из названных мастеров жанра интервью ныне в нем не работает. Поэтому, наверное, так неожиданно и свежо прозвучала на минувшей неделе передача "Три подвига Геракла" (ТВЦ), в которой руководитель этого канала писатель Олег Попцов три вечера подряд встречался в неспешной беседе с главой Центробанка России Виктором Геращенко. "Геракл" - прозвище банкира, которое он получил в профессиональной среде, и оно, случайное, основанное на созвучии с настоящей фамилией, оказалось весьма точным. Подобно своему античному тезке, Геращенко прошел нелегкую жизнь, полную значительных взлетов и горестных падений. Не раз безропотно уходил в отставку, расплачиваясь за просчеты малограмотных политиков. Чистил, пардон, за другими авгиевы конюшни российских финансов. Возвращался в Центробанк, чтобы снова и снова служить делу.
О многом узнали зрители в течение трех встреч Попцова с Геращенко. Беседы сопровождались демонстрацией фотографий из семейного архива банкира и других документов, закадровыми текстами-отступлениями автора, его вопросами, которые одновременно стали поводом к рассуждениям на вечные российские темы: о власти и народе, справедливости и богатстве, прошлом и будущем. И в судьбе, и в принципах у этих двух по-разному, но весьма известных людей, встретившихся на телеэкране, немало общего: профессионализм, верность делу, умение держать удар...
Конечно, нельзя требовать, чтобы каждое телевизионное интервью становилось событием. Напомню показательную неудачу, свидетелями которой все мы стали несколько лет назад. Тогда кому-то в голову пришла "счастливая" мысль: устроить своего рода звездную эстафету на экране, где известные всей стране люди сначала выступали бы в роли интервьюируемых, а назавтра сами брали интервью у следующей знаменитости.
Очень скоро выяснилось: "звезды" не только не владеют журналистской профессией, но попросту не знают, о чем спросить другую "звезду". Они ведь по самой своей сути больше сосредоточены на себе... Тут ничего не поделаешь. Другое дело - тележурналисты. Дабы не ходить далеко, скажу, что на ТВЦ, руководимом Олегом Попцовым, жанр интервью далек пока от процветания.
Раз в неделю Елена Ленина в "Деловой лихорадке" встречается с людьми, достигшими карьерного или финансового (нередко того и другого) успеха, и беседует с ними о том, о сем. Делает это она с видимым удовольствием: ведь, по ее убеждению, которым Елена поделилась со зрителями в минувшее воскресенье, "богатые умнее бедных". Понятно, что при таких взглядах разговоры на телеэкране получаются особенно "содержательными".
А в передаче "Приглашает Борис Ноткин", где мы часто видим представителей искусства, автор с упорством, достойным лучшего применения, всякий раз просит своих гостей рассказывать анекдоты. Он уверяет, будто через них как нельзя лучше раскрывается человек. Хотя, подозреваю, обращение к народному юмору нужно ведущему не столько для проникновения в личность своего гостя, сколько для повышения таким нехитрым способом рейтинга своей не всегда увлекательной программы.