По оценкам специалистов Минприроды, международное признание этого факта означало бы прирост российских национальных ресурсов углеводородов примерно на 5 млрд. тонн условного топлива.
Не забывает наша страна и о Южном полюсе. Недавно заседание правительства РФ приняло решение увеличить объем финансирования содержания станций и проведения научно-исследовательских работ в Антарктике в 2002 году.
В федеральном бюджете на 2002 год предусмотрено выделить на это примерно 10 млн. долларов, что почти вдвое больше, чем в прошлые годы. Половина этой суммы будет направлена на жизнеобеспечение станций "Восток", "Мирный", "Беллинсгаузен", "Новолазаревская". Эти научные центры действуют сейчас в сезонном режиме. Станцию "Беллинсгаузен" предполагается использовать круглогодично. Другая часть средств пойдет на ремонт и эксплуатацию единственного экспедиционного корабля "Академик Федоров".
Если Госдума одобрит решение правительства, то антарктическим исследователям заживется чуточку вольготнее. А пока они перебиваются с хлеба на квас. В 1996 году во время 40-й экспедиции на южный материк сам был свидетелем того, как бедствовали полярники без еды и тепла. Хорошо, что то американцы, то индийцы, то чилийцы помогали, кто продуктами, кто соляркой. Но, полагаю, думцы сочтут возможным выделить эти денежные крохи на то, чтобы Россия, открывшая Антарктиду и пославшая туда 45 лет назад свою первую экспедицию, оставалась ведущей страной в исследованиях в южных широтах.
Тех, кто имеет отношение к Антарктике, порадует добавка средств на ее исследование. Но нужны ли эти расходы, спросят читатели-налогоплательщики. Этот вопрос я задал, позвонив в Санкт-Петербург начальнику Российской антарктической экспедиции Валерию Лукину.
- Конечно, спасибо за то, что к проблемам антарктическим обратились: вероятнее всего, выделят почти 10 млн. долларов. Но это не такие уж и большие деньги. Вот простой расчет. Если "разбросать" их на питерских пенсионеров, получится по восемь рублей в месяц. Цена булки хлеба. Так что для казны эти траты не так и велики. Но прибавка в "денежном довольствии" позволит нам, полярникам, оставаться в Антарктике. Если, не дай Бог, "по бедности" мы уйдем оттуда, вернуться уже не сможем никогда. А уходя, мы должны будем заплатить огромные средства за рекультивацию мест нахождения наших станций. Пока что, худо-бедно, мы потихоньку очищаем эти "земли" от хлама, который скопился почти за полвека нашего присутствия там.
Теперь давайте разберемся, ради чего едут в Антарктику люди. Не "за туманом" и уж, конечно, не за деньгами. Как ни пафосно это звучит, а чтобы поддержать престиж России как великой державы. Ведь к этому "рангу" причислены не больше пяти стран, которые одновременно присутствуют в космосе, ядерной энергетике и в Антарктиде.
Для России работа в Антарктике имеет особое значение, потому что шестьдесят процентов нашей территории находится в зоне вечной мерзлоты. И нам просто необходимо заниматься исследованиями климата планеты. Потеплеет на 1-2 градуса, и грянет катастрофа, сравнимая с ядерной: рухнут тысячи домов, газопроводы, железные дороги. Так что деньги, потраченные на исследования в Антарктике, стоят того.